12,45₽
97,66₽
90,20₽

Ростовские сотрудники «Почты России» жалуются на неразборчивые почерки

Один день в магистральном сортировочном центре

Donnews.ru продолжает спецпроект «Один день с…» о профессионалах Ростовской области и их рабочих буднях.

Апрель стал переломным месяцем для «Почты России»: к посылкам, скопившимся в московском аэропорту Шереметьево, было приковано внимание всей страны, Александра Киселёва на посту генерального директора ФГУП «Почта России» сменил Дмитрий Страшнов. При этом как в центре, так и на местах работа предприятия не прекращается. Журналист donnews.ru отправился в Ростовский магистральный сортировочный центр «Почты России», чтобы своими глазами увидеть процесс сортировки и пересылки почтовых отправлений.

В магистральный сортировочный центр (МСЦ) при Главном железнодорожном вокзале Ростова я приезжаю с утра. Хотя можно было приехать в любое другое время: работа здесь не останавливается ни на минуту.

— У нас на предприятии нет ни выходных, ни праздников, работа идёт круглосуточно, — рассказывает начальник МСЦ Лариса Цыганкова. — В областные и городские почтамты машины уходят каждый день, ещё до 5 утра увозя газеты, письма и посылки. И в этот же день начинается доставка почты адресатам.

В среднем за сутки через сортировочный центр (кстати, самый крупный в Южном федеральном округе) одних только простых писем проходит примерно 3,7 тонны. Кроме того, сотрудники центра обрабатывают в сутки до 40 тысяч единиц заказной корреспонденции и 5,5 тысячи посылок — крупногабаритных, больших и обыкновенных...

Лариса Цыганкова знакомит меня со своим заместителем Надеждой Назаренко, которая согласилась провести экскурсию по центру и рассказать, как идёт рабочий процесс.

Двор центра примыкает к железнодорожной платформе. Так легче сгружать корреспонденцию, доставленную в Ростов по железной дороге. Почта прибывает в сортировочный центр не только в поездах, но и автотранспортом, и по воздуху — из аэропорта ежедневно приходят машины с авиапочтой.

Под навесом во дворе кипит работа — часть корреспонденции разгружают для последующей сортировки, другую же часть, напротив, готовят к погрузке и отправке дальше по пути следования.

Письма упакованы в специальные мешки и ёмкости — опломбированные пластмассовые ящики, которые хорошо защищают почту от повреждений в пути.

На огромных платформах собраны международные отправления, количество которых всё увеличивается — с начала года их поступило в три раза больше, чем за тот же период 2012 года.

Вместе с Надеждой Назаренко мы проходим в первое помещение, где сортируются большие посылки.

На стенах помещения — таблички с указанием пунктов назначения, под табличками сложены посылки, приготовленные к отправке.

Сотрудница почты специальной машинкой считывает штрих-коды, наклеенные на коробках, чтобы информация о местонахождении посылки появилась в системе отслеживания почтовых отправлений и её путь могли отследить и отправитель, и адресат, ждущий, например, гостинцы от родных или покупку, сделанную через интернет. Подготовленные посылки сотрудница МСЦ отправляет по конвейеру в руки грузчику. Скоро эти посылки погрузят в машину и отправят туда, где их уже ждут. Посылки довольно тяжёлые: с недавних пор максимально допустимый вес отправления достигает 50 килограммов. Но сотрудницы справляются и с этой нелёгкой работой. У современной «Почты России» женское лицо, работников-мужчин не хватает.

— Сотрудникам, которые только приходят к нам работать, — рассказывает Надежда Назаренко, — поначалу трудно представить себе полностью весь процесс, однако здесь существует чёткая система разделения труда и сортировки.

В помещение входят кинологи с собаками. На этот раз это просто тренировка для молодых инструкторов и их питомцев.

 — К счастью, у нас в Ростове не было случаев, чтобы в посылках находили наркотики, — говорит Надежда Назаренко. — Тем не менее, всю корреспонденцию регулярно и тщательно осматривают.

Мы поднимаемся на второй этаж, где сортируют маленькие посылки и бандероли.

Здесь все стены занимают стеллажи, каждая ячейка которых носит название населённого пункта.

Мелкие посылки при транспортировке упаковывают в большие мешки, чтобы не потерять по пути.Тут тоже работает линия механической подачи посылок, штрих-коды сканируются, а данные заносятся в компьютер. Ростовский МСЦ частично механизирован, но сортировка пока осуществляется только вручную. Поэтому сотрудникам нужно быть очень внимательными, чтобы ничего не перепутать. Да и сами отправители порой создают трудности.

— Существует определённые правила оформления почтового конверта, — рассказывает Надежда Назаренко, — но многие люди почему-то с этим не считаются, пишут так, как им удобно. Это очень тормозит налаженный рабочий процесс — сортировщику приходится приостанавливать работу и пытаться разобраться, что к чему. Да и почерки бывают очень неразборчивые. Даже индексы порой пишут так, что не разобрать...

Мы тем временем перемещаемся ещё на этаж выше — туда, где сортируют письма и пакеты. Тут отдельно разбирают по ячейкам заказные и простые письма.

Возле одного из стеллажей идёт раскладка по ячейкам одинаковых конвертов с розовой полосой. Оказывается, это почтовая рассылка одного из банков.

Надежда Назаренко рассказывает, что из-за рассылки рекламы письма в последние годы заметно потяжелели — из-за более плотной бумаги, рекламных проспектов и открыток. Так что теперь в одну пластмассовую ёмкость помещается гораздо меньше писем. Чтобы ускорить процесс, один сотрудник вскрывает ёмкости с письмами и распределяет их по типу, а уже потом другими работниками письма раскладываются по ячейкам.

 Я спрашиваю у Надежды Назаренко, какие трудности есть в её работе.

— Конечно же, не всегда легко находить общий язык с сотрудниками, — делится Надежда. — Хотя все они взрослые люди, но у каждого свой характер, свои особенности. Многие приходят и, немного поработав, увольняются. Здесь случайные люди не задерживаются, многим не нравятся физические нагрузки и ручная сортировка. Остаются те, кто действительно любит свою работу.

Сама Надежда Назаренко работает в МСЦ с 1994 года. Она прошла все ступени — работала оператором по обработке периодической печати, потом была бригадиром, начальником цеха почтовых отправлений, а теперь вот заместитель начальника МСЦ.

Впрочем, и сама начальник МСЦ Лариса Цыганкова тоже хорошо знает всю почтовую кухню. Когда-то она пришла сюда работать сразу после школы, 16-летней девушкой.

— Если бы я не любила искренне свою работу, то давно ушла бы, — говорит Надежда Назаренко. — Бывают, конечно, трудные дни, когда приходит много почты, не хватает операторов... Но потом всё проходит. Зато, когда, например, едешь по трассе и видишь проезжающую мимо машину с надписью «Почта России», появляется гордость за свою работу.

Спрашиваю у Надежды, сколько сотрудников в МСЦ. Оказывается, что штат предприятия — около 330 человек. Однако кадров всё равно не хватает.

— Конечно, по уровню зарплат мы немного не дотягиваем до среднего ростовского уровня, — сетует Надежда Назаренко. — Средняя зарплата наших сотрудников — 15 тысяч. Но это не потолок. У нас сдельная оплата труда, и тот, кто хорошо работает, может заработать больше. Но такая оплата устраивает не всех. Особенно мужчин. Для них 15 тысяч — это маленькая зарплата.

По мнению Надежды, рост зарплаты повысил бы престиж работы на почте. Уровень зарплат уже давно не соответствуют стандартам, ведь тарифы на услуги почты уже несколько лет сдерживаются, зато цены, например, на горючее растут. Поэтому повысить сотрудникам зарплату пока возможности нет. Хотя, например, в Краснодаре у сотрудников МСЦ зарплаты выше.

— Мы не знаем, с чем это связано, но это так, — говорит Надежда Назаренко.

Оказывается, есть люди, которые и хотели бы работать в МСЦ, но не соответствуют требованиям.

— Необходимо, чтобы человек быстро читал, имел образование, владел компьютером и был предельно внимателен, — рассказывает Надежда Назаренко, — Ну, а ленивые у нас не задерживаются — их вытесняет сама бригада, в которую они попадают. Ведь заработок сдельный, и если человек ленится и тормозит работу всей бригады, то и в зарплате теряют все.

Впрочем, коллектив МСЦ в основном дружный и всегда работает сообща.

— У нас есть два грузовых лифта, на которых мы перевозим мешки с почтой, — рассказывает Надежда. — Однажды вышло так, что оба лифта одновременно вышли из строя. Чтобы работа не остановилась — а любая задержка приводит к замедлению работы на всех этапах, — все сотрудники МСЦ вышли на лестницы и из рук в руки передавали друг другу мешки и ёмкости. Так и справлялись, пока лифты не починили.

Это не единственная трудность, с которой приходится сталкиваться почтовикам. По словам начальника МСЦ Ларисы Цыганковой, последние годы стало труднее переправлять почту по железной дороге.

— С железной дорогой сегодня сложные отношения. Раньше были почтово-багажные составы, которые курсировали, например, между Москвой и ЮФО. Сейчас остался только почтово-багажный состав, курсирующий в восточносибирском направлении. Сейчас наши почтовые вагоны перемещаются в основном в составе скорых поездов, которые стремятся сократить стоянки, а нам нужно успеть выгрузить корреспонденцию. Руководство «Почты России» пытается достичь соглашения с РЖД, чтобы почтовые вагоны как можно чаще включались в составы скорых поездов.

Кроме нехватки вагонов работу затрудняют и опоздания машин, и задержки вылетов самолётов.

— Но, несмотря ни на что, мы стараемся всю поступившую корреспонденцию обработать в те же сутки, соблюдая контрольные сроки. Так что залежей у нас не бывает, — рассказывает Лариса Цыганкова. — У нас автоматизируется процесс обработки, особенно стараемся развивать регистрацию почтовых отправлений, чтобы клиент на любом этапе пересылки мог зайти на сайт «Почты России» и узнать, где находится его посылка. Но сама сортировка пока происходит, конечено, вручную. Надеемся, что в Батайске скоро заработает автоматизированный сортировочный центр, третий в структуре «Почты России», и тогда процесс ускорится.

Планируется, что автоматизированный сортировочный центр в Батайске будет построен к 2014 году. Он сможет обрабатывать 18 миллионов почтовых отправлений в сутки и обслуживать юг России: кроме Ростовской области ещё и Волгоградскую с Воронежской, а также Ставропольский и Краснодарский края и Адыгею.

#