12,27₽
95,22₽
89,00₽

Ростовские студенты отмечают Татьянин день

А рынок ждет рабочих

Что может сделать влюблённая женщина? Многое. А если она — самодержавная императрица Елизавета Петровна? Да всё что угодно. Матушку «сердечного друга» императрицы Ивана Шувалова звали Татьяной. В день её именин императрица Елизавета одобрила прошение Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего впоследствии центром русской передовой культуры и общественной мысли. Хороший подарок к именинам.

Нам тоже грех жаловаться, ибо теперь знаменательная историческая дата стала весёлым праздником студентов. Татьянин день — время капустников, розыгрышей, пародий на преподавателей. Игра по правилам науки. Повод с благодарностью вспомнить учителей.

Это особая каста. Люди, отягощенные знаниями, практически безвозмездно (то есть даром, учитывая их зарплаты) маниакально пытаются привлечь наше внимание. «Это так интересно!» — взывают они. Согласна, интересно. Но потом, когда начинаешь понимать, ЧТО именно ты имела возможность услышать и КТО пытался это интересное рассказать.

Годы в университете — потрясающее время уже обретённой взрослости и полной беззаботности бытия. Учись себе хорошо, и все будут довольны. Но именно тогда самым важным кажется любовь-морковь, а не наука. И только годы спустя с удивлением замечаешь, что, несмотря на твою беспробудную лень, безалаберность и неорганизованность, святые педагоги умудрились что-то вложить тебе в голову.

Один из моих любимых преподавателей, нынешний проректор ЮФУ Игорь Миронович Узнародов, сказал как-то на ежегодной встрече выпускников: «Мы дали вам образование, но не профессию». Он вообще отличается поразительной точностью формулировок. У меня действительно классическое гуманитарное образование. Спасибо alma mater. Правда, работаю я не по специальности.

Работа, не соответствующая образованию, — примета нашего времени. Приведу леденящую кровь цитату из основополагающего документа — «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»: «Квалификационный дисбаланс является одним из факторов, сдерживающих реализацию трудового потенциала Ростовской области... Наиболее остро квалификационный дисбаланс выражается в нехватке рабочих кадров. Так, из общего количества вакансий, заявленных работодателями в органы государственной службы занятости, более 70 процентов приходится на рабочие профессии, что не соответствует структуре предложения рабочей силы. Наиболее востребованными являются следующие профессии: продавец, повар, оператор швейного оборудования, слесарь-ремонтник, электрик, фрезеровщик, токарь, электрогазосварщик, монтажник, бетонщик, слесарь механосборочных работ, сверловщик, заливщик металла, водитель, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, животновод, овощевод и другие. При сохранении сложившейся ситуации в перспективе ожидается обострение квалификационного дисбаланса на региональном рынке труда. Так, по предварительным оценкам, в ближайшие четыре года экономика Ростовской области будет нуждаться более чем в 100 тысячах специалистов по 350 рабочим профессиям…

В свою очередь, высшее образование, реагируя на социальный запрос со стороны учащихся и не имея точных квалификационных требований, характеризующих новые рабочие места, формирует неадекватную региональной экономике структуру специальностей, по которым ведется подготовка кадров. После окончания вузов выпускники вынуждены работать не по специальности, либо уезжать из региона, либо работать на должностях, не требующих высшего образования. С другой стороны, система образования оказывается инертной по отношению к рынку труда, в результате чего возникает существенный временной лаг в перестройке структуры и состава предлагаемых специальностей».

В переводе на русский язык это означает, что юристов и экономистов пруд пруди, а слесарей, токарей и бетонщиков нет и не предвидится. Этот же тезис поддерживает и министерство образования, предлагая «продолжать модернизацию системы профессионального образования и вести информационно-пропагандистскую кампанию по повышению престижа рабочих профессий».

Как именно они собираются это делать, «Стратегия» не сообщает. Однако по слухам, просочившимся из весьма компетентных, близких к образованию источников, планируется следующее.

Во-первых, укрупнить вузы. Не набрали 2000 студентов — сливайся с большим учебным заведением. Видимо, консерватория им. Рахманинова, выпускающая «штучный товар» — не более 100 человек в год, вольётся в ЮФУ и тем самым модернизируется до основания.

Во-вторых, всех выпускников школ ориентируют на получение высшего образования. Это легко. Как у нас в области получаются высокие результаты ЕГЭ, знает вся страна. Поступил на три факультета, выбрал наиболее престижный — и дело в шляпе. Единственная трудность — написать заявление. 100 баллов по русскому языку для этого явно недостаточно.

В третьих, планируется изменение структуры среднего профессионального образования. Колледжи (бывшие ПТУ) в их нынешнем виде уйдут в прошлое, останется только обучение профессии в течение года. (Главное, как вы помните, восполнить дефицит).

Планируется, что в 2020 году всё будет хорошо. Поживём — увидим.

Ну, а пока ещё существует старая, проверенная веками система, пока западные образовательные программы не сломали нашу тягу к знаниям, пока дети ещё мечтают заниматься наукой, предлагаю начать Татьянин день с исполнения древнего гимна молодых, талантливых и смелых:

(стоя, положив правую руку на сердце)

Gaudeamus igitur,

Juvenes dum sumus!

Post jucundam juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus!..

«Итак, будем веселиться, пока мы молоды!»

#