8,90₽
65,86₽
62,50₽

Ростовскую область в 2019 году накажут за «токсичность» подорожанием ОСАГО

Donnews.ru о том, какие категории водителей ждёт повышение тарифа и почему

Фото rulila.com
Фото rulila.com

Давно ожидаемая российскими страховыми компаниями либерализация тарифов ОСАГО случится в 2019 году, заявил в Ростове вице-президент Всероссийского союза страховщиков (РСА) Сергей Ефремов. Для отдельных категорий водителей Ростовской области это обернётся повышением стоимости полиса ОСАГО до 20%.

Либерализация тарифа подразумевает введение ценового коридора для страховых компаний на 20% вверх или вниз от установленной стоимости полиса. Сначала ожидалось, что Центробанк РФ введёт его 1 сентября 2018 года, потом — 1 ноября, и теперь — в начале 2019 года. По словам Ефремова, откладывание сроков связано с согласованием изменений в правительстве и Госдуме, однако сомневаться в том, что либерализация произойдёт, не приходится.

Смысл изменения в том, чтобы позволить страховым компаниям снижать цены на ОСАГО для законопослушных водителей и повышать для проблемных.

— Сегодня, по разным оценкам, в России 80-85% водителей не приносят ущерб, ездят аккуратно и являются целевой аудиторией для страховщиков, — говорит Ефремов. — А 15-20% водителей приносят убытки и выступают в роли головной боли для компаний.

ОСАГО подорожает, но не для всех

Ростовская область, как известно, входит в число «токсичных регионов», то есть территорий, где страховщики терпят убытки. Так, по данным РСА, по итогам 9 месяцев 2018 года средняя выплата по ОСАГО в Ростовской области составляет 98 138 рублей, в среднем в России — 71 258 рублей. 23% всех страховых случаев в регионе в итоге разрешаются в судах, в России — 14%. Уровень выплат страховых компаний в Ростовской области по итогам 9 месяцев этого года составляет 123%, то есть за каждый заработанный на продаже ОСАГО рубль они отдают 1,23 рубля в виде выплат по страховым случаям.

В соседних регионах, к слову, ситуация ещё хуже. Средняя выплата в Краснодарском крае — 127 тысяч рублей, до судов доходит почти 40% страховых случаев.

Все эти цифры закладываются в повышающий коэффициент для того или иного региона. Для Ростовской области он составляет 1,4, говорит начальник управления безопасности РСА Кирилл Тюрин. Иными словами, чтобы страховщики работали здесь с минимальной выгодой, стоимость полиса должна быть выше на 40%.

Однако, считает Сергей Ефремов, либерализация ОСАГО не означает, что страховщики в Ростовской области сразу же воспользуются разрешением Центробанка поднять цены на 20%.

— Это отразится не на всём регионе, а на отдельных сегментах. Например, такси и общественный транспорт очень убыточны для страховщиков. Сюда же можно отнести молодых водителей с недостаточным стажем управления транспортным средством. Для них, наверное, стоимость полиса вырастет. Но нельзя говорить, что пострадает весь регион, подход будет индивидуальным, — говорит он.

Страховых случаев меньше, но выплаты почему-то больше

Для кого точно подорожает ОСАГО, так это для водителей, периодически попадающих в ДТП. Что интересно, в Ростовской области число страховых случаев меньше, чем в среднем в стране — 4,9% от общего числа проданных полисов против 5,1% по России. Средняя же выплата, напомним, больше в регионе почти на 30 тысяч рублей.

— Нужно понять, кто эти люди, которые приносят такие убытки, — говорит Ефремов, — и из-за которых убыточен весь регион. Либерализация тарифов как раз поможет разобраться.

По его словам, фиксированная стоимость ОСАГО — путь «не цивилизованный, не европейский». Тариф, хотя бы в перспективе, можно было бы и полностью «отпустить», то есть разрешить страховым компаниям устанавливать его самостоятельно, не оглядываясь на Центробанк.

— В Европе после того, как цены на автостраховку отпустили, произошёл сначала некоторый всплеск стоимости, но потом она опустилась даже ниже изначально заявленных компаниями величин. Надеемся, что в России никаких всплесков не будет, — добавил Сергей Ефремов.

Тем более, что пока средняя стоимость ОСАГО снижается: 2016 год — 6 500 рублей, 2017 год — 5 850 рублей, 9 месяцев 2018 года — 5 700 рублей.

Автоюристы и мошенники

При этом страховщики пока не могут найти управы на автоюристов. А именно из-за них, говорят в РСА, и терпят убытки компании. Суть работы этих людей в том, чтобы прямо на месте ДТП выкупить у пострадавшего автовладельца право требования к страховой компании, а потом идти с ним в суд. Естественно, автомобилист получает значительно меньше денег, нежели потом автоюрист в суде. Для того чтобы понять, насколько эта практика распространена в Ростовской области, можно привести одну цифру — по итогам 2017 года доля страховых исков, поданных в Арбитражный суд региона не потребителем, а его представителем, составила 87%. Конечно, не все они автоюристы, однако их в этой цифре точно большинство.

Кроме того, есть и просто мошенники. По словам директора судебно-правового департамента страховой компании «Согласие» Анны Полины-Сташевской, их методы не меняются уже много лет: попытаться получить возмещение по повреждениям, не имеющим никакого отношения к страховщику, и инсценировка ДТП с той же целью. Как говорит Кирилл Тюрин, полиция такими людьми в принципе не интересуется.

— К сожалению, работа правоохранительных органов построена таким образом, что данная статья {159 УК РФ, примечание 5, 1-5 части} неинтересна с точки зрения раскрытия преступления для подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Эти дела в соответствии с ведомственным приказом, не идут им в зачёт. Поэтому чаще всего ими занимаются участковые, у которых для этого знаний недостаточно, — отмечает он.

Положительные тенденции

Однако, как считает старший вице-президент компании «Страховой Дом ВСК» Алексей Чуб, уже в 2019 году ситуация с автоюристами должна улучшиться. Во-первых, в России в соответствии с решением федерального правительства будет введён институт финансовых уполномоченных, что создаст «цивилизованную базу» для досудебного урегулирования споров со страховщиками. Во-вторых, введённая ранее натуральная форма возмещения ущерба (страховая компания оплачивает счёт своего пострадавшего клиента из автосервиса) набирает популярность, поскольку является оптимальной для всех сторон. Автоюристы пытаются занять и эту нишу, подавая иски о некачественном ремонте, однако пока страховщики такие суды в основном выигрывают.

#