12,86₽
99,89₽
93,17₽

"Шукшин" произвел сенсацию

Бизнесмены готовы ездить автобусом ради спектаклей

Современный зритель привык, что происходящее на сцене бьет по нервам... Бесятся прожекторы, динамики укладывают слушающих наповал... Заголяются если не все тела, то уж их отдельные части обязательно...

Но эта премьера в драматическом театре Новошахтинска «Шукшин Рассказы» (режиссер Игорь Черкашин) для других зрителей.

К сожалению, люди давно уже отвыкли от тихого театра: там, где нужно вслушиваться в каждое слово, а уж затаить дыхание в паузах – обязательно. Там, где настоящее – между словами, а сюжет не Бог весть какой. Там, где главное – и что, и как.

Вот такой театр существует в Новошахтинске. Да он и «заложен» был таким его художественным руководителем Светланой Соповой. Она искала и находила единомышленников. Таким оказался режиссер из Башкирии Игорь Черкашин. Ростовчане помнят его блестящую постановку в ростовском молодежном театре «Очень простой истории».

Сценарий режиссер написал сам. Театры уже стали подзабывать такого замечательного автора, как Василий Шукшин: если и ставят, так эффектную сказку «До третьих петухов». А ведь ни один актер, обучаясь в театральном вузе, не проходил мимо его рассказов: уж очень колоритны и ярко выписаны Василием Макаровичем характеры его «чудиков».

Только оказались они непривязанными к 1960-ым или 1970-ым, оказались вневременными истинно русскими характерами, в которых светлые стороны непременно побеждают извечные национальные пороки.

Спектакль построен по принципу античной трагедии: есть главный герой, остальные персонажи выходят из «хора», который и сопровождает своими комментариями (то есть текстом шукшинского рассказа) все действие. И настолько органично все это происходит на небольшой уютной новошахтинской сцене, что дух захватывает.

Режиссер Черкашин славится тем, что умеет работать с актерами. Под этим подразумевается «раскопать» в актерских душах и «физике» нечто такое, о чем их владелец едва ли догадывался. Но речь не о кульбитах где-то под куполами или разрывании тельняшки на груди. Речь о некоем истинном в человеке, из-за чего замирает сердце и слезы выступают на глазах. Из-за этого и ездит за 80 километров на репетиции, а потом и на спектакли в этот театра заслуженный артист России Николай Ханжаров. Ну, как же близок любому русскому мужику его Сергей, купивший жене сапожки, стоившие всю наличность в кармане, с его изумлением злости продавщицы и грубоватую, немножко неловкую, но такую настоящую любовь к жене. А Андрей с его микроскопом, открывший для себя неизвестный ранее мир, просветлен до трехмесячной трезвости.

Но, да простит заслуженный артист, дело даже не в нем, в а том, как единым ансамблем существуют на сцене все 12 артистов, занятые в спектакле. То есть, кто из них заслуженный, а кто – нет, не принципиально. Та же Ольга Клименко в роли Матери в эпизоде «Вянет, пропадает» естественна как дыхание. Но возьмите весь хор: там нет персонажей, которые просто сидят и смотрят на происходящее. Все сопереживают! И эта истинная жизнь человеческого духа так захватывает, что забываешь о времени и пространстве.

Сценография спектакля – прекрасная иллюстрация того, как из малого можно сделать великое. Ну, как, казалось бы, на сцене показать, как мужик, зацепив тросами тракторов, сваливает церковь? А деревенская церквушка на сцене - две ободранные доски с проступающими ликами святых да сноп сена над ними. И вот этот сноп заваливается – медленно и страшно, доски успевают унести женщины. Но потом, в конце эпизода, взмывает на руках всех персонажей, говоря о вечности духовных ценностей. Художник спектакля Юрий Сопов.

Как сказал после спектакля один человек, в свое время засветившийся на ростовских политическом и бизнес-небосклонах: «Если бы мне сказали, что я поеду АВТОБУСОМ в Новошахтинск смотреть спектакль, я бы никогда не поверил. Но я присутствовал на СОБЫТИИ!»

Как тут не вспомнить 70-е, когда питерцы ездили на премьеры в Москву, а москвичи, скажем. – в тот же большой драматический театр в Санкт-Петербурге?! География театрального пространства Ростовской области становится более чем интересной. И новому министру культуры это нужно знать.

#