Строительство дорог в Ростовской области подорожало из-за нового ГОСТа на щебень

Содержание трассы М-4 «Дон» могло бы быть в 1,5 раза дешевле

Укладка щебня. Фото asfaltsneg.ru.
Укладка щебня. Фото asfaltsneg.ru.

Строительство и ремонт дорог в российских регионах были бы заметно дешевле, если бы действующие ГОСТы разрешали использовать щебень чуть большего размера. К такому выводу пришёл аудитор Счётной палаты РФ Валерий Богомолов, подготовленный им отчёт опубликован на официальном сайте ведомства.

Как пишет Богомолов, ГОСТ допускает использование сит с ячейками, размерам которых соответствует щебень только одного типа (ГОСТ 32703-2014). Это делает невозможным использование в дорожном строительстве традиционных асфальтобетонов, для которых требуется щебень чуть большего размера (ГОСТ 8267-93).

«При этом, по мнению ООО «Трансстроймеханизация» и АО «Труд», традиционные асфальтобетоны с использованием полимерных добавок и различных типов вяжущего могут обеспечить снижение затрат на дорожные работы и увеличение сроков службы дорожного покрытия в течение установленных межремонтных сроков», — пишет Богомолов.

Кроме того, производство более мелкого щебня требует больших трудо- и энергозатрат. В Ростовской области, к примеру, это приводит к удорожанию тонны щебня в среднем на 68,1% (до 1,5 тысячи рублей). В некоторых регионах рост стоимости вовсе достигает 121%. По подсчётам Богомолова, в масштабах страны разрешение на использование старого щебня позволило бы ежегодно экономить почти 1,5 млрд рублей.

Что же касается асфальтобетонов, для которых требуется новый щебень, то на примере проходящей по Ростовской области трассе М-4 «Дон» видно, что никаких преимуществ они не имеют.

«Так, показатели состояния дорожного покрытия участков трассы, на которых применялись традиционные и новые стандарты, практически не отличаются, при этом колейность отдельных участков с применением новых асфальтобетонов оказывается выше», — пишет Богомолов.

Ещё один интересный вывод из его исследования состоит в том, что в России было бы гораздо выгоднее строить цементобетонные дороги, как это делается, к примеру, в США или Китае. Они хоть и дороже при строительстве, зато прочнее, долговечнее (срок их эксплуатации составляет 30 лет) и в итоге гораздо дешевле по содержанию. Ссылаясь на исследование РБК Богомолов указывает, что стоимость реконструкции и эксплуатации участка трассы М-4 «Дон» длинною 62 километра при использовании асфальтобетонов (как это сейчас и делается) в перспективе 30 лет составит 15,3 млрд рублей, а при использовании цементобетонов — 8,4 млрд рублей.

В принятой в России Стратегии развития промышленности строительных материалов, к слову, в качестве цели указывалось, что доля ввода в эксплуатацию цементобетонных дорог в общем объёме строительства должна расти. В 2018 году это должно было быть 5%, в 2019 году — 10%, в 2020 году — 20%.

«Вместе с тем строительство указанных дорог практически не осуществлялось. На 1 января 2019 года протяжённость российских цементобетонных дорог составила 1,3 тысячи километров. Это 0,1 % от протяжённости всех автодорог и 2,5 % от протяжённости федеральных дорог с усовершенствованным покрытием», — пишет Богомолов.

Для сравнения, протяжённость цементобетонных дорог в США на 1 января 2019 года составляла 231,2 тысячи километров, в Китае — 89,8 тысяч километров.