12,65₽
99,46₽
91,63₽

ТагАЗ решили банкротить, но не больно…

А областная прокуратура озаботилась бездействием профсоюза

Сегодня состоялось заседание арбитражного суда Ростовской области по поводу банкротства Таганрогского автомобильного завода. 6 апреля ТагАЗ сам обратился в суд с иском о банкротстве. Суд принял заявление к рассмотрению и назначил заседание на 24 апреля, однако из-за неявки в суд заявителя (!?!?) перенёс заседание сначала на 21 мая, а затем и на 4 июня. И вот сегодня суд согласился с доводами Таганрогского автозавода относительно признания его банкротом и ввёл в отношении ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) процедуру наблюдения. Временным управляющим назначен член НП «Поволжская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Эдуард Шахкулов. Данную кандидатуру предложил сам банкрот. Против неё категорически выступил один из кредиторов — Сбербанк (долг около 6 млрд рублей).

Примечательно, что основной кредитор автозавода — ВТБ (долг перед банком составлял 6,5 миллиарда рублей) — сам подавал заявление о банкротстве ТагАЗа, но затем отозвал иск. По мнению представителей банка, подача иска о банкротстве со стороны владельцев предприятия нарушила логику меморандума о реструктуризации долгов, который был подписан в декабре прошлого года по итогам совещания с премьер-министром Владимиром Путиным. Именно к нему тогда обратилось руководство Ростовской области с просьбой поддержать завод. Банк и завод договорились о рассрочке в выплате долга и снижении процентной ставки, но в итоге это заводу не помогло. В начале мая в ходе визита в Ростовскую область ситуацию с банкротством завода прокомментировал глава счётной палаты РФ Сергей Степашин. Он заявил, что «полученный заводом кредит был использован как минимум неэффективно» и что «на ТагАЗе нужно принимать решение, связанное не только с кредитом, но и с формой собственности, и с эффективностью управленческого аппарата».

Тем не менее 10 мая из ООО «ТагАвтоПром» в Таганрогский центр занятости населения поступила информация о предстоящем массовом сокращении 2695 человек, что составляет практически две трети от общего числа работников автозавода. Состоялось срочное заседание комиссии по соблюдению трудового законодательства, на котором замгубернатора Ростовской области Сергей Бондарев весьма эмоционально прокомментировал планы сокращения. «Не хочу пугать, но для Таганрога это кошмар будет», — сказал Бондарев, поручив мэру Таганрога и начальнику службы занятости в десятидневный срок проработать варианты трудоустройства сокращаемого персонала. «Мы должны сейчас всё осмыслить, разобраться с ситуацией, встретиться с руководством завода и начать разработку вариантов по трудоустройству. Никого в беде не оставим, весь сокращаемый персонал будет трудоустроен», — пообещали тогда же в службе занятости Ростовской области.

Впрочем, некоторые эксперты все эти действия владельцев Таганрогского автомобильного завода расценивали как «привлечение дополнительного внимания властей» и как «средство давления на банки». Тем более что сокращения предполагались не единовременными и массовыми, а должны были растянуться на три месяца.

А в начале июня свою позицию об увольнении двух третей работников ТагАЗа и о роли в защите их прав профсоюзной организации завода высказала областная прокуратура.

По мнению прокуратуры, «остро встаёт проблема дальнейшего трудоустройства высвобождаемых работников ООО «ТагАвтоПром» и невозможности со стороны предприятия исполнить предусмотренные трудовым законодательством обязанности по выплате сокращаемым работникам денежных средств, причитающихся при увольнении в связи с сокращением численности».

В прокуратуре считают, что «руководители профсоюзной организации ООО «ТагАвтоПром» занимают позицию администрации предприятия и фактически препятствуют защите прав работников в судебном порядке, принимая на своих заседаниях решения об отказе работников обращаться в органы прокуратуры области для дальнейшей защиты их прав путём направления в суд заявлений о выдаче судебных приказов. Кроме того, на предприятии создана комиссия по трудовым спорам, решения которой, в том числе о взыскании невыплаченной заработной платы, имеют силу исполнительных документов. Однако на сегодняшний день в результате влияния профсоюзной организации из почти четырёх тысяч работников завода в комиссию по трудовым спорам обратилось только три человека».

Принятие таких решений профсоюзной организацией и пассивная позиция работников в борьбе за свои трудовые права, считают в прокуратуре, «может привести к тому, что впоследствии имеющаяся задолженность по заработной плате (по некоторым данным, она достигает 53 млн рублей) никогда не будет погашена, поскольку в отсутствие исполнительных производств либо решений комиссии по трудовым спорам поступающие на расчётные счета ООО «ТагАвтоПром» денежные средства будут расходоваться администрацией предприятия по собственному усмотрению: на развитие производства, на оплату коммунальных платежей, налогов и сборов и так далее».

И вот запущена процедура банкротства, которая будет для завода достаточно мягкой. Так, суд удовлетворил ходатайство ТагАЗа о принятии обеспечительных мер в виде запрета судебным приставам в рамках сводного исполнительного производства обращать взыскание на денежные средства и иное имущество ТагАЗа на сумму 418 млн рублей, а также накладывать арест на его имущество. Он также отказался привлечь в качестве третьего лица администрацию Таганрога в связи с представленными доказательствами того, что ТагАЗ не является градообразующим предприятием. Удивительное решение, поскольку предыдущая администрация города таковым его считала.

Судебное разбирательство по рассмотрению отчёта арбитражного управляющего о результатах процедуры наблюдения назначено на 10 часов утра 7 ноября 2012 года.

#