Top.Mail.Ru
11,72₽
92,24₽
85,00₽

Теоретики и практики поспорили о том, как примирить народы в Ростовской области

Но выехать в Кашары, Ремонтное и Заветное учёные пока не решились

После трагических событий в Бирюлёве проблема межнациональных отношений вновь стала самой обсуждаемой. С новой силой возникли и поиски рецепта для примирения российского общества. На минувшей неделе в ЮФУ разработкой «целебного снадобья» занимались учёные мужи, чиновники федерального и областного правительств, представители казачества. Обсуждение темы «Межнациональный мир на юге России» выдалось столь бурным, что разговор едва не перерос в конфликт между самими участниками круглого стола.

Цель мероприятия обозначил представитель Минрегионразвития Анастасий Ворошилов.

— Нам необходимо понять дальнейшее развитие межнациональных отношений и выработать новые механизмы решения проблемы, — сообщил собравшимся Ворошилов.

Слово взял учёный из Новочеркасска. Представитель Южно-Российского государственного политеха (НПИ) Сергей Черных видит решение проблемы в том, чтобы правильно организовать для гостей адаптационные меры в области религии.

— У нас нет элементарно религиоведения, как научной дисциплины. А то, что нам предлагает учебная программа, постоянно дрейфует в сторону православия, не учитывая особенностей других религий. В результате у нас не охваченной оказывается мусульманская молодежь, которая таким образом чувствует себя ущемлённой, — отметил Черных.

По мнению коллеги Черных доктора философских наук, директора НИИ истории казачества и развития казачьих регионов НПИ Александра Скорика, проблема лежит, скорее, не в поле межэтнических отношений, а сфере коммуникаций.

— Мы проводили занятия в начальных классах центра эстетического воспитания и выяснили, что дети не умеют общаться между собой. Когда же им предложили ролевые игры, то решилась проблема идентификации и взаимодействия. Дети поняли, что несмотря на разность наций, они могут находить общий язык. Если этого не делать, то уже к старшим классам у подростков формируются фобии и стереотипы, так называемый образ агрессивного кавказца, — поделился опытом Скорик.

Проблему межэтнических отношений может решить повышение общего уровня культуры и образования в сёлах и отдаленных местностях, считает директор «Центра эффективных стратегий» Ринат Патеев. По мнению учёного, причины агрессии у гостей из Средней Азии и республик Северного Кавказа кроются в слишком ощутимой разнице экономического развития города и села.

— Если провести опрос, то мы увидим, что к нам практически не приезжают мигранты из крупных городов: Ташкента, Баку, Еревана. В основном, едут из глубинки люди с определённым менталитетом и воспитанием, которые в ауле и городе сильно различаются. Человек, попадая в чуждую для него среду, не всегда умеет адаптироваться, считая, что весь мир настроен против него. И в итоге оказывается, что радикальные идеи — лучший для него выход из сложившейся ситуации. Возникает парадокс: центр радикальных течений находится не в Дагестане, а в крупных российских городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург. Вспомните, что террористка, взорвавшая автобус в Волгограде, долгое время жила в столице, — обратил внимание выступающий.

В разговор вступила дама. Доктор философских наук Татьяна Беспалова своё выступление замаскировала под аллегорию.

— Есть очень хорошая поговорка: «как хозяин хлопает в ладоши, так гости и танцуют». Без обозначения хозяина и правил игры очень сложно будет решить проблемы взаимоотношений коренного населения и приезжих. Нужна очень жёсткая политика в этом вопросе, — выразила уверенность Татьяна Беспалова.

Директор Черноморско-Каспийского информационного-аналитического центра Алексей Озеров оказался более категоричен: оратор настаивал на том, что адаптация вновь прибывших не будет иметь никаких успехов, пока не будет решен вопрос с так называемыми «конструкторами», живущими в местах, откуда гости прибывают.

— Мы все прекрасно знаем, что социальная действительность конструируется, в том числе, и межнациональные отношения. И соответственно, есть конструкторы, которые сидят на Северном Кавказе. Мы можем, хоть триста раз призывать гостей адаптироваться, предлагать им что-то, но это не будет иметь эффекта. Да и не надо это делать! Потому что конструкторы им там говорят: сохраняйте свою идентичность, замыкайтесь. А мы им тут: не желаете ли щей, не хотите ли изучать язык и так далее! Мы сами пытаемся вписать мигрантов вписать в нашу действительность и тратим кучу сил, времени и средств на это. А может пришло время сделать так, чтобы коренные жители были сильнее, чтобы те, кто приезжает, считался с этим! — предложил Алексей Озеров.

К чему приводит политика, проводимая государством с начала 90-х годов, отчетливо прослеживается в данных, предоставленных представителем правительства Ростовской области Геннадием Ломакиным.

— В межпереписной период в Ростовской области произошло существенное сокращение численности славянских народов и возрастанием численности народов средней Азии. Так, количество русских уменьшилось на 136 тысяч человек; украинцев и белорусов в процентном соотношении на 34% и 38%, соответственно. В то же время, численность ингушской общины возросла на 34%, народов Дагестана — на 52%, а представителей народов средней Азии более чем на 60%. Если в целом по области русские составляли 89%, то в ряде муниципальных районов численность коренного населения сейчас не достигает и четверти. В Мартыновском районе каждый четвертый — турок-месхетинец. Причины, по которым возникают конфликты — разные представление о нормах поведения, агрессивность молодежи, нарушение правил землепользования. Безнаказанность за совершенные преступления, — сообщил Геннадий Ломакин.

В качестве решения проблем Ломакин предложил усилить работу полиции (правда, не уточнил, где взять новых полицейских, не берущих взятки); совершенствовать миграционное законодательство и способствовать росту доходов населения. А ещё Геннадий Ломакин предложил заняться вплотную молодёжью.

— Пока мы только с ними заигрываем, создали «Наших» или «Молодую гвардию», фанатов. Надо с ними работать, — уточнил Ломакин.

Зав отделением «Регионоведение» Антон Сериков в качестве одного из решений предложил организовать возврат русского населения в республики Северного Кавказа для работы учителями, врачами, работниками культуры.

Но это предложение было встречено с явным скепсисом.

— Туда коренное население с неохотой возвращается, не то, что русские, — заметил Ринат Патеев.

К слову, по статистике, только один из десяти студентов с Северного Кавказа возвращается после учебы в родные места. Остальные девять растворяются в бескрайних российских просторах.

Сидевший в течение всего обсуждения тихо двухметровый первый зам атамана Всевеликого войска донского Игорь Казарезов, взорвался, едва ему дали слово.

Для начала он обиделся на высказывания Сергея Черных о «дрейфе курса религиоведения в сторону православной церкви». Затем прошёлся по теоретикам, потребовав от них конкретики.

— Я бы вам предложил, уважаемые представители науки, выехать в Кашары, Заветное, Ремонтное, и сказать, всё, что вы сейчас красиво говорите. Поверьте, что хватит 3-5 минут, и вас разорвут на части. Вам будут задавать не глобальные, а вполне конкретные вопросы. Казаки говорили 15 лет, что нельзя допускать непродуманный заход населения в область и вот вам результаты. Мы сейчас ждём не пустословия, а вполне конкретных пошаговых мероприятий, что и как делать,— обратился с упрёками в адрес научного сообщества Игорь Казарезов.

В качестве практических занятий зам атамана предложил собравшимся совершить вояж по городам и весям Ростовской области, чтобы оценить масштаб проблемы и сделать выводы.

Молчание было расценено как согласие. Объявили перерыв.

Любопытно, что среди участников разговора не было ни одного гостя с Северного Кавказа. Это отметил зам руководителя администрации Астраханской области Алексей Глухов, но его реплика растворилась в общем разговоре.

#