12,94₽
100,27₽
93,77₽

Цифровые технологии могут помочь Ростовской области с реализацией туристического потенциала

Некоторые регионы России уже сделали ставку на «большие данные»

Памятник Григорию и Аксинье из «Тихого Дона». Фото tourister.ru.
Памятник Григорию и Аксинье из «Тихого Дона». Фото tourister.ru.

Ростовская область в последние годы активно взялась за развитие своего туристического потенциала. Отчасти это было связано с проведением в регионе игр чемпионата мира по футболу, отчасти с тем, что туризм — очевидный и толком не используемый в Ростовской области источник поступления дополнительных доходов в бюджет.

Туристический бум

Тем не менее, прилагаемые правительством усилия уже дали свои плоды. Так, если сравнивать 2015 и 2019 годы, то турпоток в регион вырос на 50% — с 1 до более 1,5 млн туристов. Объём платных услуг за этот период вырос на 22%, количество гостиниц и иных средств размещения выросло на 20,5%. Если в 2015 году в Ростовской области было 525 гостиниц, то к концу 2019 года — 633.

Конечно, своего пика турпоток в Ростовскую область достиг летом 2018 года, во время чемпионата мира по футболу. Если в обычный год загрузка коллективных средств размещения в регионе не превышает 45%, то в те несколько недель она составляла от 70% до 100%. Соответственно, существенно выросла выручка и у ростовского общепита. Текущая задача, стоящая перед правительством Ростовской области, — сделать так, чтобы подобный туристический бум остался не чем-то уникальным и одноразовым, а повторялся каждый год.

Для этого в регионе организовано множество мероприятий. Это гастрономический праздник «Донская уха», «Донская лоза», фестивали «Оборона Таганрога 1855 года» и Шолоховская весна; в 2019 году были проведены фестиваль «Великий шелковый путь на Дону» и реконструкция Азовского осадного сидения и так далее. И это не говоря про уникальную кухню Ростовской области, памятники архитектуры, возможность посетить настоящий казачий курень, увидеть один из крупнейших в России храмов и так далее. Иными словами, туристический потенциал у региона, очевидно, и правда есть. Осталось лишь его грамотно использовать.

«Золотая двадцатка»

По заказу властей был создан даже туристический бренд Ростовской области. Появилось и специальное Агентство по развитию туризма. Затем, по итогам 2019 года, регион впервые вошёл в так называемую «золотую двадцатку» Национального туристического рейтинга, заняв в нём 15-е место. Принята региональная программа по развитию туризма в Ростовской области, рассчитанная до 2030 года и предполагающая объём финансирования в размере почти 750 млн рублей. Деньги предназначены на «охрану культурного наследия региона», повышение конкурентоспособности туристического бренда Ростовской области, формирование благоприятных экономических условий для развития туризма и так далее.

Развитием своего туристического потенциала озабочены многие регионы России, и некоторые из них пошли дальше Ростовской области, решив использовать современные технологии, а ещё точнее — возможности Big Data. В буквальном переводе это словосочетание означает «большой объём данных», однако речь идёт об инструментах, с помощью которых с этими огромными объёмами данных можно работать — анализировать, делать выводы, более точно прилагать усилия и более эффективно тратить деньги.

Геоаналитика на практике

Конкретный пример — Самарская область, буквально в начале сентября этого года запустившая совместный с компанией МТС проект по использованию геоаналитики на основе Big Data с целью развития туристического потенциала региона. Предполагается, что реализация проекта позволит анализировать различные сценарии городских процессов: отслеживать миграцию населения, прогнозировать достаточность транспортных развязок, объектов городской инфраструктуры, оценивать туристический потенциал территории и обеспечивать общественную безопасность, что в целом будет способствовать развитию экономики и повышению качества жизни населения.

Что касается именно туризма, то технологии, которые МТС готова представить правительству Самарской области, помогут оценить размеры туристического потока в регионе, определить наиболее привлекательные для туристов локации и достопримечательности, определить регионы и страны, из которых приезжает больше всего гостей, а также то, каким образом им удобнее всего сюда добираться. Получив все эти данные, власти смогут сформировать планы дальнейшего развития туристической инфраструктуры региона. Это позволит улучшить транспортную доступность наиболее популярных у туристов объектов и территорий, грамотно организовывать и распределять транспортные потоки, разработать наиболее востребованные туристические маршруты и так далее.

Как пояснил donnews.ru директор филиала МТС в Ростовской области Игорь Марьясов, компания не сразу получила возможность работать с большими данными. Сначала для этого понадобилось создать целую экосистему, включающую мобильные сети всех поколений, собственную обширную инфраструктуру, облачные технологии, аналитические центры по Big Data и искусственному интеллекту, а также воспитать и обучить команду профессионалов. Всё это позволяет реализовывать проекты любой сложности и масштаба — от выбора наилучшего места для строительства магазина и ресторана до определения оптимального маршрута прохождения новой дороги и изменения схемы движения общественного транспорта.

«Ростовская область — регион со своим колоритом, своей богатой историей, уникальной кухней и множеством интересных для посещения мест, — говорит Игорь Марьясов. — Его туристический потенциал сложно переоценить, а использование современных цифровых технологий могло бы значительно ускорить и упростить реализацию существующих возможностей».

Добавим, что МТС уже несколько лет реализует проекты по разработке цифровых моделей регионов. И эти данные могут иметь самое широкое применение — от того же туризма до сельского хозяйства, промышленности и любой другой сферы экономики.

#