Могут ли дороги прослужить десять лет без ремонта? Где и когда появится первый платный участок в Ростовской области? Что ждёт донских автолюбителей в ближайшие годы и как решить транспортную проблему? Об этом и многом другом мы беседуем с заместителем губернатора, главой областного министерства транспорта Дживаном Вартаняном.
— Дживан Хоренович, расскажите о проекте, который обсуждается не так активно, как строительство нового аэропорта, однако считается в области одним из крупнейших дорожных проектов десятилетия. Речь идёт об обходе города Аксая.
— С учётом его значимости для Ростовской области строительство обхода Аксая вполне сопоставимо по размаху со строительством аэропорта «Южный». Объезд будет брать начало у Новочеркасской развязки на М4 «Дон» с выходом у станицы Ольгинской на левом берегу Дона и позволит разгрузить южный и северный подъезды к городу. Весь транзитный транспорт, который сейчас идёт через Ростов и Аксай, уйдёт в сторону.
— Значительная часть работ будет проводиться в пойме. Насколько это осложнит строительство?
— При существующем развитии строительных технологий это не проблема.
— Когда начнётся проектирование и в какую сумму обойдётся строительство?
— О стоимости говорить пока рано, сейчас ведётся проектирование. После завершения этой работы можно будет обозначить как конкретные параметры самой дороги, так и стоимость её строительства.
— Обратимся ко дню сегодняшнему. На данный момент на М4 «Дон» в границах Ростовской области основным является завершение реконструкции участка у посёлка Тарасовский. На какой стадии там находится реализация проекта?
— Первая часть 30-километрового участка, который проходит по территории Тарасовского и Каменского района, — речь идёт о строительстве обхода посёлка Тарасовский — будет открыта на днях. Участок до Глубокой госкомпания «Российские автомобильные дороги» планирует завершить до конца текущего года.
— Чуть больше года назад в интервью порталу donnews.ru глава «Автодора» Сергей Кельбах заявил, что Тарасовский участок, который сейчас достраивается, будет платным. Что-то изменилось с тех пор или по-прежнему именно этот участок станет первым в области, где будет взиматься плата?
— Платные дороги появятся в Ростовской области не раньше, чем через 5-6 лет. Первый участок, который «Автодор» предполагает сделать платным, — от Каменска до Новочеркасской развязки. Но до этого момента участок должен будет претерпеть масштабную реконструкцию, а это около 100 километров дороги. А взять и обустроить пункты взимания платы на 15-20 километрах... Полагаю, что экономически это будет невыгодно.
— Что касается отрезка М4 «Дон» от южного подъезда Ростова до границы с Краснодарским краем: там в ближайшее время предполагается проводить работы?
— Реконструкция этого участка — более отдалённая перспектива, пока что наши федеральные коллеги к этой работе не планируют приступать. Приоритетный проект в рамках развития М4 «Дон» сегодня — строительство обхода Аксая.
— На какой стадии строительство Северного обхода Ростова-на-Дону?
— В следующем году будет завершена реконструкция участка от хутора Щепкин до развязки на М4 «Дон». И в 2014 года мы приступим к третьему участку — от дороги Ростов-на-Дону — Родионово-Несветайская — Новошахтинск до М23 (Ростов — Таганрог).
— На стадии проектных работ вы говорили, что на этом участке было много вопросов, прежде всего земельных, в частности, необходимость переноса газопровода и выкупа большого количества земли. Где в итоге пройдёт дорога?
— Как вы помните, было несколько вариантов, но в итоге мы смогли найти взаимопонимание с сельхозтоваропроизводителями и минимизировали издержки. Идём навстречу — даём технологические проезды для сельскохозяйственной техники. Согласно проекту — он сейчас находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе — нефтепровод останется в стороне, а газопровод придётся перекладывать. В итоге дорога пройдёт между Ленинаваном и Чалтырем с выходом на М23. Росавтодор сейчас ведёт проектирование развязки, к которой будет примыкать Северный обход Ростова-на-Дону.
— В каком году строительство Северного обхода будет полностью завершено?
— В 2015-м. В этом же году будет сдана дорога Ростов — Азов, подрядчик там активно работает.
— Менее крупный по объёмам проект, но не менее важный в свете подготовки к чемпионату мира по футболу, — улица Левобережная. Насколько она изменится?
— Левобережная будет реконструирована. Кроме того, в следующем году планируется приступить к строительству автодороги Южный подъезд — улица Левобережная, которая пройдёт практически параллельно Левобережной и обеспечит подъезд к будущему стадиону. Проектируется четырёхполосная дорога.
— Дживан Хоренович, строить можно много, но главная претензия жителей — качество строительства. Общий посыл от дончан таков: складывается впечатление, что строят с единственной целью — чтобы потом ремонтировать. Недавний скандал с подачей «Автодором» в суд на ростовскую фирму по поводу неудовлетворительного качества работ лишь подтверждает сказанное.
— Строить дороги у нас умеют. Как пример: дорога от Батайска до Ростова в обход Койсуга. Уже десятый год эксплуатируем, и много ли видели, чтоб мы её латали? Это потому, что дорогу от начала до конца построили как надо. Но если нет нормального основания, сколько бы и какой бы ты ни укладывал асфальт, дефекты дадут о себе знать.
Не надо забывать, что основная часть дорог в Ростовской области построена в 60-70-х годах прошлого столетия. Тогда были совершенно иные требования к дорогам, к их прочностным характеристикам, в их основание клали даже шлак. Все это превратилось в песок. Старые участки дорог необходимо полностью реконструировать и привести в соответствие с современными нагрузками.
Кроме того, коммуникации необходимо прокладывать таким образом, чтобы у них была нормальная изоляция, чтобы к ним был нормальный доступ — либо тоннели, либо колодцы. Вспомните Садовую, которую лет 18 назад перекопали и полностью переложили теплоцентраль. Дорога держится.
Дороги, построенные в последние годы, в большинстве своём соответствуют требованиям качества и прочности.
— Дживан Хоренович, наверняка у вас есть рецепт, как решить транспортную проблему в Ростове.
— Всё уже давно придумано. Очевидно, что если в новых микрорайонах мы можем предусмотреть широкие проезды с запасом на будущее, то в центре города в ограниченном пространстве можно снизить остроту проблемы только за счёт чёткой организации движения и повышения культуры вождения. Причём трудно сказать, какой из этих аспектов важнее.
Жителей города нужно приобщить к общественному транспорту, но в таком случае транспорт должен работать как часы.
Необходимо максимально открыть дороги для проезда. Но самая большая проблема — отсутствие культуры вождения, её низкий уровень можно наблюдать каждый день. Ну пропусти ты, поедешь следом через три секунды — нет, не пропустит! В итоге ударились, встали — сделали пробку и стоят полдня.
За рубежом широко распространён поочерёдный подвоз соседями друг друга. Сегодня один везёт, завтра другой. Количество машин на дороге сокращается, пробок меньше. Без общественного понимания эту проблему не решить.
— А метро, легкорельсовый трамвай, тоннель, наконец?
— Метро — да, трамвай — да, а насчёт тоннеля у меня большие сомнения, что город найдёт в ближайшее время концессионера.
— А каковы перспективы строительства метрополитена?
— В бюджетах города и области заложены 960 млн рублей на проектирование первой линии метро. Но реализация всего проекта потребует финансового участия федерального центра. Губернатор ведёт переговоры о выделении денег, и мы надеемся, что после Олимпиады в Сочи процесс пойдёт быстрее.
Поделиться: