donnews.ru

|

СЮЖЕТ
Петровский бульвар. Фото donnews.ru.
25 июля 2020

В Азове начал просаживаться недавно отремонтированный Петровский бульвар

Изначальные огрехи в проектировании оборачиваются ямами и потопами

Недавно на только что отремонтированном Петровском бульваре в Азове просела плитка. Два аккуратных провала образовались по обе стороны от водопроводного колодца прямо на центральной аллее. Горожане негодовали и ругались, а департамент ЖКХ администрации Азова пытался придумать, как это всё дёшево и сердито исправить — объект благоустроили только в конце прошлого года, да ещё и по нацпроекту «Комфортная городская среда». Огромный проект, двухгодичный. Главная прогулочная зона города, любимая азовчанами.

Очень уполномоченная комиссия

Что сделали чиновники? Спешно собрались в комиссию, совместную: на 5 представителей департамента ЖКХ было целых два сотрудника городского «Водоканала», и выехали на место. Там при помощи метода тщательного визуального осмотра чиновники установили, что просадка плитки произошла из-за нарушения герметизации мест прохода трубопровода через стенки водопроводного колодца. И если содержимое колодца: всякие трубы и запорные арматуры — собственность водоканала, который их и монтировал, то сам колодец и подводящие к нему коммуникации делал подрядчик, который вёл работы по благоустройству бульвара. Посему он и обязан всё раскопать, устранить и обратно закопать, естественно, за свой счёт. Объект-то — на гарантии.

Специалисты «РостовАвтоДора» {подрядчик, который выполнял работы по благоустройству Петровского бульвара в Азове в 2019 году — donnews.ru} очень удивились способностям чиновников из департамента ЖКХ Азова — только походив вокруг, точно определить причину просадки тротуарной плитки. Инженеры предприятия, чтобы её выяснить, приехали на место демонтировали плитку, сделали разрытие. Отдельно проверили тот самый водопроводный колодец, который обвинили во всем чиновники, он оказался герметичным. Выяснилось, что провалились нижние слои грунта, а бетонное основание под плиткой уцелело. По словам инженера по благоустройству ГУП РО «РостовАвтоДор» Мартироса Тирацуяна, если бы не оно, просадка была бы даже глубже.

Петровский бульвар. Фото donnews.ru.

— Эта проблема уходит своими корнями ещё в археологические работы, которые велись на бульваре перед началом благоустройства. Здесь же были котлованы до 14 метров глубиной. И это при том, что в проекте и смете госконтракта не была предусмотрена обратная засыпка разрытий, тем более таких размеров. А в такой ситуации нельзя просто взять и утрамбовать назад всю выкопанную землю. Она просядет, как бы ты её не уплотнял. Нужна обязательная засыпка слоем песка, чтобы потом не было проседаний, как это получилось сейчас. В своё время мы об этом говорили и заказчику работ — департаменту ЖКХ города, и проектировщикам, — объяснил инженер.

Разделяй и властвуй

С проектом реконструкции Петровского бульвара изначально происходило много странностей и сложностей. Один участок в 550 метров от улицы Московской до улицы Мира разбили даже не на этапы благоустройства, как это делается на больших объектах в других городах, а на два разных объекта: фонтан и пешеходную зону. У каждого из них был свой проект, свой подрядчик, каждому предшествовали долгие археологические раскопки, которые выполнялись также по отдельному проекту и третьей организацией. Кстати, в обоих случаях именно из-за долгой работы археологов, затянули выполнение работ по благоустройству. Если проект пешеходной зоны хотя бы обсуждали на общественных слушаниях, то проект фонтана так одобрения и не получил. По сути получились два отдельных объекта, которые просто расположены рядом, но никак друг с другом не соотносятся. Заканчивался один проект, начинался другой, перехода между ними не было, зато был небольшой перепад высот. Пришлось «стыковаться вручную» на местности уже в процессе укладки плитки.

Общего генерального плана реконструкции Петровского бульвара «РостовАвтоДор» так и не получил. Подрядчику предоставили только дизайн–проект и техническое задание на объект.

Петровский бульвар. Фото donnews.ru.

Ни слова об археологии

По словам главного инженера ГУП РО «РостовАвтоДор» Михаила Грошева, в целом в самом проекте было много разночтений. Графическая и текстовая часть отличалась от сметы. В графической части указаны одни материалы, в смете — другие, а замена материалов влечёт увеличение сроков проведения работ. В итоге, заказчик своим правом решил, что где-то выполняются условия контракта в соответствии с графической частью проекта, а где-то с технической. Это касалось и водопровода, и тротуарной плитки, и подложки под бетонный слой.

— При заключении контракта работа археологов в нём не была оговорена, — рассказал Михаил Грошев. — Когда мы приступили к основным работам по благоустройству, столкнулись с первой проблемой. Это музейщики. Они вели раскопки по центру бульвара, заняли всю территорию траншеями и выкопанным грунтом, который по окончанию работ не вывезли. Вывоз грунта не был оговорен в их контракте. Поэтому тонны земли мы вывозили сами, хотя этого не было и в нашем контракте. Археологи после себя оставили котлованы, а работы необходимо завершить в этом году. Просто землёй засыпать глубокие разрытия нельзя, нужно просыпать подушку из песка. Заказчик отдельными торгами провёл работы по засыпке разрытий после раскопок.

Тут потеряли, там забыли

В проекте реконструкции также не были учтены некоторые инженерные коммуникации, которые проходят под Петровским бульваром.

— Уже когда мы приступили к работам, представители МУП «Теплоэнерго» вдруг вспомнили, что им нужно на улице Ленинградской провести перекладку существующих систем горячего водоснабжения и отопления, — продолжил главный инженер

Работы длились порядка 2–3 недель, коммунальщики складировали свои материалы на Петровском бульваре. Это же касается и МП «Азовводоканал», сотрудники которого решили тоже провести частичное переоснащение систем водоснабжения, которые не вошли в проект, хотя реконструкция водопровода была предусмотрена.

Совсем потеряли при проектировании ливневую канализацию. На случай дождя предусмотрели только поперечный уклон. Теперь вся вода стекает на соседние улицы.

Петровский бульвар. Фото donnews.ru.

Подтапливает и подвалы некоторых домов на самом Петровском бульваре. Люди уже устали жаловаться и в администрацию, и в департамент ЖКХ, даже к депутатам обращались. А дело в том что по проекту реконструкции бульвара строительство отмостки у этих домов не было предусмотрено. Проектировщики нарисовали простое примыкание тротуарной плитки к домам.

— Люди ругаются, и будут ругаться, — сожалеет Михаил Грошев. — Где–то мы отмосток нарушили, но по–иному сделать не могли, потому что по проекту весь Петровский бульвар должен примыкать ко всем зданиям и сооружениям просто плиткой. В проекте не предусмотрена гидроизоляция, другие устройства, отмостки. Даже уровни примыкания к зданиям не были индивидуально рассмотрены. И это ещё один огромный «минус» проектировщиков и заказчиков, — резюмирует главный инженер.

Также специалистов из ГУП РО «РостовАвтоДор» удивило, что в проекте учли никакие приспособления для людей с ограниченными способностями кроме пандусов. Не было даже тактильной плитки, которая помогает передвигаться слабовидящим людям и которую используют в большинстве городов.

При этом все работы по реконструкции Петровского бульвара, хоть и немного затянули со сроками, но сделали точно по смете и проекту. О чём отчитались перед всеми возможными контролирующими инстанциями и проверяющими органами — от администрации Азова до областного министерства ЖКХ и контрольно-счётной палаты. Эти же инстанции проверили качество выполненных работ и подписали акты, что всё соответствует. Более того, все работы, которые выполнял «РостовАвтоДор» при реконструкции Петровского бульвара, находятся на гарантии 60 месяцев.

Вера Иванова

Поделиться