Можно сколько угодно говорить о том, что Садур, мол, не Гоголь, а от великого русского писателя украинского происхождения у неё остаются лишь «монологи Н. Гоголя». Но стоит посмотреть премьеру в Новошахтинске — и мороз по коже: какой же это «не Гоголь»?!
А все начинается просто. Ну, не осталось чудес на свете, плачет казак Спирид (Юрий Сопов). И словно опровергая это, проходит по кромке деревянной стены Панночка (Василиса Стефаниди), не то ангел, не то чертёнок, назначение которой на этом свете — изловить очередную душу.
Жизнь и смерть борются в спектакле не на жизнь, а на смерть. Отогревают, всем миром возвращая к жизни незадачливого бурсака Хому (Михаил Сопов), а потом, увидев нечто в его глазах, стыдливо забирают — кто отданную ему свитку, кто пояс, кто папаху: не доставаться же всему этому добру нечистой силе!
А сам Вий-то с его знаменитым «Поднимите мне веки!» здесь не нужен, здесь всё проще и страшнее: как не заглянуть в глаза Панночки – огромные и чёрные как омут. А теперь можно и туда — в бездну!
В её приоткрывшийся краешек и заглядывают в финале казаки вместе с Хвеськой (Оксана Второва). Только как после того, что увидел, жить-то дальше? Да разве задумывается об этом вольная казачья душа, когда всю горечь и радость можно выпеть и вытанцевать?! Этим и заканчивается спектакль, жанр которого режиссёр определил как морок, что на самом деле есть мрак, темнота, нечто помрачающее рассудок...
Фото автора
Поделиться: