О том, что Ростовская область всячески готова к сотрудничеству с Крымом, было заявлено сразу после референдума. Сообщалось о развитии транспортного сообщения, экономическом сотрудничестве, строительстве отелей... В понедельник, 14 апреля, в Ростове состоялся круглый стол, участники которого попытались более детально рассмотреть перспективы экономического сотрудничества Ростовской области и Крыма.
Участники встречи сразу же оговорились, что намерены обсуждать вопросы не политические, а экономические. Профессор кафедры экономической теории ЮФУ Ольга Белокрылова отметила, что хотя для адаптации Крыма к жизни в России, безусловно, потребуются немалые финансовые вливания, особо беспокоиться не стоит: Крым всё-таки не пустыня.
— Северокавказские республики опасаются, что им будет существенно урезано финансирование, но средства, которые планируется вложить в развитие Крыма, скорее всего, пойдут из стабилизационных фондов России.
Ольга Белокрылова предположила, что и строительство водовода и всех необходимых Крыму коммуникаций будет так или иначе вестись через территорию Ростовской области, что простимулирует развитие экономики региона. А строительство водовода может стать актуальной проблемой, если украинская сторона решит перекрыть подачу воды на полуостров.
Профессор также отметила, что в Крыму актуальны не только проблемы финансирования, но и проблемы управления. По словам Ольги Белокрыловой, ЮФУ уже предложил свою помощь в переподготовке крымских чиновников, которые совсем не знают законодательства страны, в которой им теперь предстоит жить и работать. Всего же предстоит переучить 14 тысяч чиновников, и на эти цели из федерального бюджета будет выделен 91 миллион рублей.
Во время круглого стола вспомнили и о поручении, которое дал президент Владимир Путин Ростовской области, — взять шефство над Красногвардейским районом Крымского федерального округа. Было отмечено, что район степной, из числа «сложных». Министр экономического развития Ростовской области Александр Левченко отметил, что в районе развита пищевая промышленность и в связи с этим неплохо бы подумать о сотрудничестве в этой отрасли.
Кстати, наличие пищевой промышленности в районе не решает проблему, нависшую над всем Крымом: из-за транспортных проблем в регионе могут начаться перебои с продовольствием. По словам директора по маркетингу компании «Белый медведь» Дениса Афанасьева, сейчас все продукты в магазины новой российской территории завозятся из Украины... контрабандой. Причём, как сообщается, неделя-две — и канал поставки будет перекрыт. Чем же кормить два миллиона жителей Крыма? Перевозки по железной дороге сейчас невозможны, и продовольствие можно поставлять только автомобильным транспортом.
Афанасьев живо нарисовал картину многочасовой очереди в порту Кавказ, где вместе с туристами ждут возможности проехать грузовики, гружённые скоропортящимися продуктами. Так что, по опасению Афанасьева, из-за проблем с логистикой в Крыму могут возникнуть проблемы с продовольствием.
Впрочем, в ответ на высказанное Афанасьевым беспокойство нашёлся и контраргумент: Путин дал распоряжение строить автомобильный и железнодорожный мосты через Керченский пролив, отбросив идею строительства подводного тоннеля. Правда, и при возведении мостов могут возникнуть осложнения: в районе предполагаемого строительства — около 50 метров иловых отложений. Но, как говорят, современным технологиям это не помеха. Помеха только одна — на всё нужно время, а такое масштабное строительство — дело не быстрое. Так что пока практически единственным способом сообщения с Крымом остаётся паромная переправа через Керченский пролив. И хотя количество курсирующих паромов и увеличили с трёх до пяти, километровые очереди от этого не уменьшились.
Региональный министр транспорта Виталий Кушнарёв сообщил, что Ростовская область планирует поделиться с Крымом опытом оптимизации контрольно-пропускных пунктов. Так, чтобы сократить время ожидания у переправы, можно использовать электронную регистрацию — такая система, по словам Кушнарёва, успешно функционирует на контрольно-пропускных пунктах Ростовской области.
Кроме того, обещано в ближайшее время наладить воздушное сообщение с Крымом. С 26 апреля «Донавиа» открывает ежедневные рейсы Ростов — Симферополь. Летать по маршруту будут самолёты Airbus-319, способные вместить 120 пассажиров экономкласса и 12 пассажиров бизнес-класса. За бизнес-класс придётся заплатить около 12 тысяч, цена за билеты экономкласса будет колебаться от 3750 до 4580 рублей. Кстати, совершать перевозки в Крым не прочь и «Грозный-Авиа» — сейчас ведутся переговоры. Планируется, что чеченская авиакомпания будет перевозить пассажиров самолётами «Як-42».
Кроме того Виталий Кушнарёв сообщил, что компания «Донинтур» планирует открыть круизное направление Ростов — Ялта. Предполагается, что можно будет прибыть на четырёхпалубном судне в Ялту, а во время стоянки, которая будет длиться 3-5 дней, отдохнуть и осмотреть достопримечательности.
Из Ростова в новообретённые территории будут курсировать и автобусы. Пять раз в день будет отправляться автобус Ростов — Севастополь, по одному автобусу — в Симферополь и Ялту.
Добраться в Крым можно будет и на перекладных — по железной дороге до Анапы, а затем на катамаранах «Сочи-1» и «Сочи-2» до Керчи. Пробные рейсы состоятся в конце апреля.
Так что пассажирскими перевозками в Крым заинтересовались сразу несколько компаний, в том числе и региональных. Загвоздка в том, что один из самых дешёвых и доступных для населения видов транспорта — железнодорожный — по понятным причинам не доступен.
Но при желании добраться до Крыма всё-таки реально, так что большие надежды возлагаются на развитие туризма в регионе. Крым планируют сделать ещё одной здравницей России, способной составить конкуренцию курортам Краснодарского края. По мнению Ольги Белокрыловой, конкуренция между курортами сыграет на руку отдыхающим: поспособствует улучшению качества сервиса и при этом приведёт к снижению цен. Профессор выразила уверенность, что Крым в любом случае останется местом отдыха, доступным для семей с невысоким доходом.
Однако банкир Василий Высоков всеобщего энтузиазма по этому поводу не разделил, отметив, что делать упор только на развитие туризма в Крыму — ошибка.
— Развитие туристического бизнеса — это хорошо, но уверяю вас, даже на Лазурном берегу, я специально интересовался, сезон — это всего лишь четыре месяца. Остальное время нужно чем-то занять население и позаниматься подготовкой к следующему туристическому сезону. И туризм — это не манна небесная. Брать на содержание Крым, я думаю, никто не готов. Да это и не надо.
Василий Высоков предложил рассмотреть возможность развития в Крыму энергоэффективных технологий, а также солнечной энергетики.
Между тем многие жители Крыма так и кормятся весь год на средства, заработанные в туристический сезон. С работой в регионе не блестяще: уровень безработицы составляет 3,9%, на 1 рабочее место приходится 5 претендентов. Так что предстоит придумать и чем занять жителей подшефного региона.
— Мне не нравится формулировка «шефствующий» и «подшефный» регионы, — отметил политолог Сергей Смирнов. — Как будто в Крыму сидят и просто ждут, что мы им дадим, чем поможем. Мне больше импонирует формулировка «регионы-партнёры». При этом нужно понимать, что невозможно одновременно развивать все отрасли. Необходимо расставить приоритеты, с чего-то начать.
Однако расставить приоритеты здесь и сейчас не удалось. В этот момент модератору круглого стола Денису Третьякову принесли сообщение , что украинская сторона в три раза снизила подачу воды в Крым.
«При норме 50 кубических метров в секунду в настоящее время объем поставки составляет около 16 кубических метров в секунду», — сообщил вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев. Он также отметил, что подача воды не прекращена полностью «лишь благодаря тому, что найдено техническое решение, благодаря которому Киев не может перекрыть воду».
Так тема строительства водовода, поднятая в начале круглого стола Ольгой Белокрыловой, в одно мгновение стала особо злободневной. А в интеграции Крыма в Российскую Федерацию стало одной проблемой больше. Да ещё какой проблемой: обеспечить водой целый регион.
Пока присоединение Крыма принесло больше вопросов, чем ответов: транспортная проблема, проблема коммуникаций, проблема обеспечения продуктами, необходимость переучивать чиновников, менять деньги, обучать школьников и студентов... и далее по списку. Но вместе с тем в состав России вошли новые территории с богатой природой и выгодным геополитическим положением. И тут возникает самый главный вопрос: сумеет ли правительство России распорядиться свалившимся на него богатством? Есть перспективы для выгодного сотрудничества и у Ростовской области, но и тут они пока весьма туманны.
Спонсор новости:
bglogist.com - все о Транспортной логистике и экспедировании
Поделиться: