Top.Mail.Ru
13,06₽
102,75₽
92,25₽

В Ростовском кафедральном соборе нашли ценные фрески школы Васнецовых

Реставрировать храм будут по принципу «не навреди»

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы готовится к капитальному ремонту. Руководитель архитектурно-строительного отдела Ростовской епархии Пётр Колобаев провёл для журналиста donnews.ru небольшую экскурсию и рассказал, что предстоит сделать и каким будет собор после завершения реконструкции.

Работы предстоит много, реставрации требует весь собор от фундамента до куполов.

— Иконостас — самая значимая часть. В храме три практически одинаковых иконостаса — два боковых придела и один центральный, выполненные в форме кувуклий. Канонически в храме должна быть одна кувуклия. На сегодняшний день стоит задача привести иконостас в надлежащий, канонический вид. Изменятся боковые приделы, кувуклии останутся только в центральной части.

По словам Петра Колобаева, специалисты, занимающиеся строительством иконостасов, сейчас разрабатывают проект. Впрочем, придание собору канонического облика не единственная причина того, что иконостасу требуется срочная реконструкция.

— Дело в том, что этот иконостас делался на рубеже 50-60 годов ХХ века. Применялись материалы не очень высокого качества — то, что было под рукой. Многие элементы уже утрачены, часть конструкций повело от времени, где-то они лопнули. Кроме того, они имеют довольно непрезентабельный вид, потому что сделаны в основном из фанеры и ДВП — это недолговечные материалы для иконостаса.

Специалисты осмотрели и каркас, на котором держится вся конструкция. Он тоже уже требует серьёзных вмешательств. Покосившиеся углы иконостаса видно невооружённым глазом. А ещё то тут, то там виднеются сколы целых слоёв краски.

— Естественно, весь иконостас будет выполнен из ценных пород дерева, он должен иметь достойный такого собора вид.

Кроме того, после реставрации внутренняя отделка собора обретёт светлые тона. Именно таким собор был исторически.

— Есть места, например пилоны, покрашенные в тёмные, зелёные тона — это исторически неверно. Просто многие годы красили теми красками, которые были в наличии.

Сейчас стены собора покрыты краской тёмных тонов, к тому же потемневшей от копоти свечей и плохой вентиляции. Там, где стены отмыты (на уровне человеческого роста — дальше не достать), они более светлые.

По словам Петра Колобаева, система вентиляции в храме также будет налажена.

— Нужно сделать всё, чтобы люди, приходя в собор, получали не только душевное спокойствие, но и комфортно себя чувствовали. В храме довольно душно, особенно в дни праздников, когда он полон народа.

Обновление системы вентиляции благотворно скажется не только на людях, но и позволит поддерживать в храме температуру, необходимую для сохранности настенной живописи.

А фрески собора, как оказалось, намного более ценные, чем считалось раньше.

— В ходе исследований брали специальные срезы, смотрели технику живописи, материалы. У нас работали лучшие эксперты, и в итоге они заключили, что чета Волковых, которой приписывалось авторство фресок, просто обновляли живопись, а на самом деле письмо принадлежит школе Васнецовых. Ранее брали на анализ элементы разрушенного храма Христа Спасителя, там оставалась часть стены с элементами живописи. Исследования показали, что образцы полностью совпали, то есть живопись в обоих храмах принадлежит одной и той же школе. Это автоматически повышает статус нашего собора. Сохранение фресок очень сложное и дорогостоящее мероприятие. Оно включает пропитку настенной живописи специальными растворами, которые не дадут фрескам разрушаться во время реставрационных работ. Это, конечно дорого, но оно того стоит.

О какой сумме идёт речь, пока говорить рано, сейчас полученная информация обрабатывается, и только после составления проекта станет ясно, сколько потребуется средств.

Пётр Колобаев показывает мне одну из фресок, уже законсервированных перед предстоящей реставрацией.

Фрески тоже будут реставрироваться, но позже, после укрепления фундамента и стен.

— Долгое время помещение использовалось как склад, на подворье был зверинец. В итоге собору был нанесён значительный ущерб. Кроме того, уровень подземных вод в центре города за последние годы поднялся, да и коммуникации у нас постоянно прорываются. Весь центр начал потихонечку «сползать», потому что человек вмешался, нарушил определённые сложившиеся грунтовые слои. Когда мы брали срезы стен в соборе, оказалось что стены очень сильно пропитаны влагой и в них завелось много, скажем так, живности: грибки и микроорганизмы, которые разрушают кладку.

Существуют проблемы и с несущими конструкциями. Пётр Колобаев показывает мне одну из подпружных арок, где недавно появилась трещина. Там поставили маркеры и ведут наблюдение за деформацией.

— К сожалению, мы наблюдаем, что колонна-пилон даёт просадку. Её тоже будем укреплять.

Осмотрев трещины на потолке, мы выходим в церковный притвор. Пётр Колобаев рассказывает, что он был пристроен в более поздний период — в 1920-е годы. Здание несколько отличается по стилю от основного здания собора. Несмотря на более молодой возраст, оно сохранилось намного хуже.

Потолок в трещинах и потёках. В ходе реконструкции притвор планируют немного перестроить и привести в стилистическое соответствие храму. Кроме того, раньше здесь было два входа. Один из них сейчас застроен и на его месте располагается церковная лавка. Возможно, при проектировании будет решено вернуть вход на его историческое место.

А вот настенную живопись, скорее всего, сохранять не будут: библейские сюжеты выполнены в другом стиле, нежели в самом соборе, да и написаны они не по канонам.

— Сюжеты, скорее всего, останутся прежними, но их перепишут заново лучшие специалисты — по всем канонам и в стиле фресок самого собора.

Мы выходим на подворье и обходим храм. Видно, что здание собора нуждается в ремонте и снаружи: осыпалась штукатурка, по фасаду идут трещины.

Да и окна надо менять.

— Здесь по незнанию установили частично алюминиевые, частично пластиковые окна. Такие окна не позволяют зданию «дышать», что способствует его разрушению. Мы планируем поменять окна собора на деревянные.

Подготовка к реконструкции собора ведётся серьёзная: специалисты тщательно изучили фундамент здания. Для этого была выкопана небольшая траншея глубиной до 20 метров. Мастерство строителей давно минувших лет приятно поразило современных специалистов.

— Плиты выполнены очень качественно: грани подогнаны одна к другой, идеально ровные. Хочу сказать, что даже на фасадах самых значимых современных зданий не используются столь качественные материалы. А эти люди строили очень качественно, хотя знали, что плиты будут под землёй и их никто не увидит.

Кстати, и колокольня наглядно даёт понять, что старинные технологии строительства дадут сто очков вперёд современным. В советские времена два верхних яруса были разрушены, а потом отстроены заново. Но отлично видно, что старая часть постройки сохранилась намного лучше новой. Колокольню в будущем тоже планируется отреставрировать, но сейчас на первом месте собор.

 — Главное, чем мы руководствуемся, — это сохранить как можно больше оригинальной кладки, старых частей постройки. Они сделаны, как говорится, на века и при правильной эксплуатации прослужат ещё очень долго. Можно сказать, что наш главный принцип как у медиков — не навреди. Стоит задача не просто выполнить работу, а сделать всё очень качественно. Нужно сохранить собор для потомков, поэтому и к реконструкции планируется привлечь лучших специалистов и использовать лучшие материалы.

Реконструкция собора Рождества Пресвятой Богородицы завершится обновлением куполов: прежняя позолота облетает буквально на глазах.

— Последний раз купола перекрывали 20 лет назад. К сожалению, очень стремились сэкономить. И сэкономили на сусальном золоте. Дело в том, что по лигатурному весу было применено золото, которое соответствует 1,5 граммам, а не 3 граммам. Такое золото применяется только для внутренних отделочных работ, но никак не для куполов. Позолота ещё достаточно долго продержалась, а должна была осыпаться ещё лет десять назад. Покрытие сусальным золотом дорогое, поэтому будет рассмотрен вариант покрытия нитридом титана. Таким составом покрыт купол колокольни. И надо сказать, что нитрид титана держится превосходно. Только вот так не сияет, даже на ярком полуденном солнце.

Уже заканчивая нашу экскурсию, мы заговорили о переносе трамвайных путей с Соборной площади.

— Исторически пути были проложены по Московской, а на Станиславского они переходили уже за собором. Идея переноса путей на их историческое место не нова. Мы нашли проект переноса, датированный ещё 1949 годом. В 80-х годах был такой же проект знаменитого ростовского архитектора Юрия Солнышкина, который, к сожалению, недавно умер. Перенос путей уже утверждён городской администрацией, и, возможно, уже в следующем году начнутся работы.

Ранее одной из причин переноса путей назвалась сильная вибрация, создаваемая трамваями. Якобы она пагубно влияет на состояние фундамента собора. Когда было решено строить на Соборной площади парковку, у многих возник вопрос: не опасно ли это для собора?

— Современные технологии позволяют вести эти работы очень деликатно. И мы, конечно же, будем следить за их проведением денно и нощно, а также отслеживать, не отражается ли строительство парковки на фундаменте. Идея строительства правильная, тем более что саму площадь планируют благоустроить, построить фонтаны и лавочки, сделать пешеходную зону. Все это благотворно повлияет на облик центра Ростова.

Напоследок Пётр Колобаев отметил: сейчас необходимо получить как можно более полную картину состояния собора, чтобы учесть в проекте реконструкции все аспекты. Только после этого начнутся сами работы. Однако даже во время реставрации собор не прекратит богослужения и всегда будет открыт для прихожан.

#