Ростовская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возбудила дело об административном нарушении в отношении члена Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Ростовской области Елены Елисеевой.
Согласно материалам дела, с начала апреля по 13 мая нынешнего года 75-летняя Елена Елисеева звонила осуждённому Карену Мелконянцу, отбывающему срок в ростовской исправительной колонии № 2. По телефону женщина склоняла заключённого приобрести героин и подбросить его в ботинок осуждённого Дениса Гулевича.
«В ходе телефонных бесед осуждённый К. Мелконянц неоднократно пытался отговорить Елисееву от задуманного, мотивируя нежеланием привлекать невиновного к ответственности, однако Елисеева настаивала на этом», — говорится в постановлении о возбуждении дела.
По словам председателя ОНК Ростовской области, эксперта президентского совета по правам человека Леонида Петрашиса, есть телефонная запись разговора Мелконянца и Елисеевой, доказывающая её вину.
Сама же Елена Елисеева себя виновной не считает.
— Это же подлость, меня подставили! Этот Мелконянц служит двум господам: стучит на осуждённых и на сотрудников. И чувствует себя там королём. А начальник с ним запанибрата. Петрашис и все его коллеги на самом деле не знают, что делается в колонии. У всех сотрудников, начиная от главка, лишь одна мечта в жизни — убрать меня любыми способами, — сообщила Елена Елисеева. — Осуждённые, которые меня оговаривали, потом извинялись, просили прощения. Они сегодня готовы рассказать всю схему сговора. На суде они расскажут, как на них оказывается давление. Весь регион знает, что правозащитников в этой команде, кроме нас, нет. Мы идём на конфликт с системой...
Как выяснилось, Елисеева познакомилась с Мелконянцем, который работал в колонии в пекарне, в ноябре прошлого года. У него возник конфликт с руководителем отдела расследований, Мелконянца арестовали и посадили в ШИЗО на 9 часов вместо 3.
— Мне позвонила его мама и попросила помочь. Потом Мелконянц сам стал названивать, пытаться угождать мне, рассказывал, куда и сколько наркотиков пришли. Карен прямо преклонялся передо мной. Он хотел купить и подложить наркотики Гулевичу. Сказал, что это не проблема для него. Якобы это всё он хотел сделать для меня. Из аудиозаписи вырезано то, что я на самом деле говорила и что сегодня меня бы оправдало. В разговоре есть такая фраза: «Я же это для вас стараюсь». На что я ответила, что мне это не надо, — рассказала donnews.ru Елена Елисеева.
Гулевич и Мелконянц, по словам правозащитницы, были смертными врагами.
—У них весь конфликт был завязан на наркотиках. Мелконянц жаловался мне на Гулевича, а Гулевич на Мелконянца. Мелконянц Гулевича ненавидел, потому что он не просто кололся, но и распространял наркотики. У меня есть письменные подтверждения от осуждённых. И администрация колонии всё это знает, — отметила Елисеева. — Когда мы приехали в колонию разбираться с конфликтом, который там назревал, нам навстречу вышел Гулевич, и я говорю: «Гулевич, а с твоими наркотиками я разберусь», — это моя фраза. А «ты — наркоман» я не могла сказать. Это все подтверждают.
Тем не менее, по словам Леонида Петрашиса, факты свидетельствуют об обратном.
— Поверьте, я бы очень хотел, чтобы это не соответствовало действительности. Но Елену Константиновну не раз предупреждали о недозволенных методах работы и нарушениях кодекса этики. Она часто бывала в этой колонии, наверно, искренне хотела изменить ситуацию, — заявил Леонид Петрашис. — По нашему мнению, Елисеева пыталась наказать виноватых. Она сочла, что осуждённый Гулевич распространяет наркотики. В пылу эмоций, наверно, назвала его наркоманом и продавцом наркотиков. Он обратился в правоохранительные органы. Идёт доследственная проверка по уголовному делу, возбуждённому по статье «Распространение наркотиков».
В ходе разбирательств Мелконянц заявил, что телефон он нашёл. И разговаривал с Елисеевой, потому что думал, что она поможет ему с УДО.
— Но когда поступили требования подложить наркотики, он отказался, боясь нового срока. На что Елисеева ответила, что Россию нужно очищать от таких наркоманов. Диктофона при записи разговора не было, он записывался на громкую связь, — отметил Петрашис.
Петрашис подчеркнул, что члены ОНК приняли решение направить ходатайство в Общественную палату РФ о прекращении мандата члена ОНК Елисеевой.
— Мы исключаем Елену Константиновну не за уголовное преступление, а за нарушение кодекса этики и федерального закона. Мы неоднократно были в колонии, беседовали с каждым фигурантом дела. Наше мнение, что факт преступления имеет место быть, — подытожил Петрашис.
В ближайшее время дело Елисеевой рассмотрит Общественная палата РФ и президентский Совет по правам человека. Если решение Ростовской прокуратуры будет признано законным, это, по мнению общественников, наложит неизгладимый отпечаток на всю систему правозащиты в целом, а также на ГУФСИН.
Поделиться: