13,01₽
100,61₽
94,15₽

В Ростовской области после окончания пандемии может подорожать еда

Пока что сети и производители предпочитают работать в ущерб себе

В продуктовом магазине. Фото Петра Карандашова
В продуктовом магазине. Фото Петра Карандашова

Пандемия коронавируса повлияла не только на все сферы экономики, но и на жизнь простых людей. Коснулось это и продуктов питания. Как говорят в правительстве Ростовской области, запаса продовольствия на складах и базах региона есть на 140 дней. Дефицита нет, полки в магазинах не пустуют. Другой вопрос — изменились ли цены.

Как пояснили в X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»), цены в рознице практически всегда следуют за ценами поставщиков. Так, в марте и начале апреля компания получила уведомления о повышении цен от поставщиков большинства категорий товаров. Масштаб разный — от 10-15% на мясные консервы и макароны до 25% на подсолнечное масло и сахар, а также 50% на рис, пшеничную и овсяную крупу.

— Мы понимаем, что у партнёров есть объективные причины, влияющие на себестоимость товара, связанные с валютным курсом, и принимаем повышение цен, когда это обоснованно. Но поскольку мы оцениваем товар с позиции покупателей, мы, конечно, не можем принять все заявленные повышения и транслировать их на полку. Поэтому с каждым поставщиком мы проводим переговоры и просим обосновывать повышение, показывать структуру факторов, которые повлияли на рост себестоимости, — рассказали в X5.

В компании пока что сдерживают рост цен на полке, в том числе за счёт собственной маржи.

— Например, за первые две недели апреля поставщики муки увеличили отпускные цены на 12,4%, при этом на полке «Пятёрочки» цена изменилась на 0,6%. Рис и перловая крупа подорожали в закупке на 21,6% и 11,2%, в «Пятёрочке» — всего на 1,3% и 0,1%. За неделю с 1 по 8 апреля в магазинах торговой сети стоимость яблок осталась неизменной, тогда как закупочная цена за этот же период выросла на 7,1%, а соль и сливочное масло в рознице подешевели на 1,6% и 1,4% при росте себестоимости на 7% и 0,7% соответственно, — говорят в компании.

Помимо этого, ещё в начале апреля крупнейшие российские ритейлеры X5 Retail Group и «Магнит» приняли решение обнулить торговую наценку на отдельные категории социально значимых товаров сроком не менее чем на месяц. Затем к инициативе присоединились и некоторые другие компании. Предполагается, что каждая торговая сеть определит перечень продуктов питания первой необходимости в сегменте «первой цены», которые будут предложены покупателям без торговой наценки — по цене их приобретения у производителей.

— Весь комплекс мер (включая обнуление наценки) позволил сдержать рост цен в рознице и даже снизить их на некоторые позиции. Например, батон подешевел на 16% при стабильной закупочной цене. Розничные цены на макароны и молоко выросли на 0,7% и 0,3% при росте закупочных цен на 9,7% и 7,2% соответственно, — рассказали в X5.

По словам директора ГК «Тавр» Александра Реметы, нестабильность валютного рынка привела к изменению цен на сырьё и ингредиенты, используемые компанией в производстве.

— Свой отпечаток на покупательскую способность населения оказала пандемия и меры, которые были приняты для снижения её последствий, я имею в виду каникулы и самоизоляцию. Многие семьи оказались без источников дохода, — рассказал он.

В текущих условиях, говорит Ремета, «Тавр» принял решение не поднимать цены на продукцию, а также инициировал различные акции. Так, компания приняла участие в упомянутой выше инициативе «Товары без наценки», а также разработала новую модель ценообразования в фирменной рознице, предусматривающую снижение цен на весь ассортимент колбасных изделий.

— В традиционной рознице достигнуты договоренности о жёстком контроле торговой наценки. Мы контролируем как отпускные цены, так и торговую наценку в каждом канале, — рассказал Ремета.

Как говорит директор по маркетингу и развитию компании «Белый медведь» Денис Афанасьев, изменение цен в сетях — процесс растянутый во времени, занимающий зачастую месяцы. Кроме того, повышение стоимости продукции не всегда является инициативой производителя. По его словам, цены на сырьё и материалы с импортной составляющей начали расти ещё до введения ограничительных мер по коронавирусу — как только стал меняться курс рубля. И практически все поставщики стали пытаться пропорционально увеличить свои цены.

— По идее, мы также должны были бы пропорционально увеличить цены на нашу готовую продукцию. Стали мы это делать? Нет, конечно. Во-первых, к этому совершенно не готовы наши потребители. Покупательская способность населения и до этой ситуации, мягко говоря, не росла, а сегодня она падает катастрофически. Потребление сокращается, люди отказывается от излишеств в своей корзине, переходя на наиболее доступные «базовые» продукты. Эластичность спроса — максимальная. Повышение цен в этих условиях мгновенно приведёт к потере рынка. Поэтому, естественно, мы держали, держим и будем сдерживать повышение цены настолько долго, насколько это будет возможным, — заявляет Афанасьев.

Делать это приходится за счёт собственной рентабельности и за счёт оптимизации затрат. Такого же подхода, говорит он, «Белый медведь» ждёт от своих поставщиков. В противном случае компания идёт на расторжение контрактов.

О неповышении цен на свою продукцию говорит и директор ПКФ «Маяк» (производит различные крупы) Любовь Железная. Однако, по её словам, это проблема, а не достижение.

— Сети не дают нам увеличить цены, грозя отказом от нашей продукции. Издержки при этом выросли очень существенно, в первую очередь из-за выросших цен на зерно. Пшеницу для своего предприятия в Ростовской области, которая получила урожай в 12 млн тонн, я купить не могу. Всё на импорт отправили. На интервенциях предлагают зерно 2006 года, максимум — 2015 года, — рассказала она.

В итоге, по словам Железной, при наценке предприятия в 15% рентабельность держится сейчас на уровне 0,3%. При этом «Маяк» наращивает объёмы производства и продаж, добавив даже ещё одну рабочую смену.

— Если сейчас не будет роста продаж, то потеряем рынок. Поставляем продукцию зачастую ниже себестоимости или в ноль, чтобы сохранить людей и предприятие. Работаем на объём, рассчитывая хотя бы так получить рентабельность, пусть даже в копейку с килограмма, — рассказала она.

О необходимости пересмотреть закупочные цены на свою продукцию российские поставщики продуктов питания начали говорить ещё месяц назад. Так, исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков пояснял «Известиям», что речь идёт в том числе о кофе, чае, специях, консервах, макаронах, а также хлебобулочных изделиях и рыбе. В зависимости от категории рост должен был составить от 5% до 20%.

Коронавирус причиной такой ситуации стал лишь отчасти, так как основное влияние на ценовую политику оказывает колебание курса рубля. Во-первых, многие продукты Россия по-прежнему импортирует. Во-вторых, валютные колебания отразились и на стоимости отечественной продукции, так как возросла цена упаковки и других составляющих. Сети же, напротив, всячески стремились ограничить рост цен. Одной из таких мер и была акция «Товары без наценки» для социально значимой группы продукции. В итоге закупочные цены зачастую выросли, но на отпускных ценах в рознице это никак не сказалось.

В ответ на требования производителей и поставщиков продуктов питания Госдума и правительство России начали публично обсуждать возможность введения заморозки цен на продовольствие по аналогии с лекарственными препаратами. Ни до какой конкретики в итоге не дошли, однако и новых требований о повышении цен со стороны бизнеса после этого не звучало.

Ближе к концу апреля, по информации «Ведомостей», несколько ассоциаций, в которые входят сельскохозяйственные предприятия и производители продуктов и напитков, написали коллективное письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой о дополнительной поддержке. Одно из предложений — ввести мораторий на промоакции, продажу товаров со скидками. Повсеместные промоакции служат для привлечения покупателей, но снижают доходность производителей.

Как бы то ни было, но цены на ряд товаров объективно выросли. О том, что те же макароны подорожали чуть больше чем на 15%, говорил и губернатор Ростовской области Василий Голубев. По ряду позиций наблюдался и вовсе взрывной рост цен (лимоны, имбирь), однако это мало связано с текущей экономической ситуацией.

Официальные данные от Ростовстата по инфляции за апрель будут лишь во второй половине мая, однако данные о средних ценах на продукты питания публикуются регулярно. Так, если сравнивать конец февраля и 20 апреля, то говядина в среднем подорожала на 4 рубля, свинина — на 7 рублей, курятина — на 10 рублей, колбаса варёная — на 6 рублей (полукопчёная при этом осталась на прежнем уровне). Выросли все позиции, однако в пределах 2-10 рублей.

При этом в прошлом году ситуация была зачастую обратная. Так, с 18 февраля по 18 апреля, по данным Ростовстата, некоторые продукты питания, напротив, подешевели (к примеру, свинина и курятина).

В итоге получается, что пока что существенный рост цен на основные продукты питания удаётся сдерживать, хотя зачастую это идёт в ущерб рентабельности производителей и поставщиков, а также маржи сетей. Как говорят в X5 Retail Group, частота походов людей в магазин снизилась, однако при этом почти на треть вырос и средний чек, так как приходится в итоге покупать реже, но больше. Этим отчасти может объясняться и ощущение, что на продукты теперь уходит больше денег.

Как бы то ни было, говорит ведущий аналитик «Альпари» Анна Бодрова, настоящего повышения цен на продукты не избежать. Пока оно лишь отложено до тех пор, пока людей снова не выпустят на улицы и они не начнут возвращаться к привычной модели потребления.

— Всё, что будет можно переложить на плечи потребителя, — переложат. Здесь и изменение курса валют, и разгоняющаяся инфляция, и вакуум поставок из-за введённых ограничений, который скажется позднее. Все те расходы и издержки, на которые сейчас идут сети и производители, чтобы сохранить покупателей, будут отбиты позднее, — считает Бодрова.

При этом в принятие правительством России решения о заморозке цен на продукты питания она не верит. По её словам, такой шаг лишь ухудшил бы ситуацию и дал бы обратный эффект.

На правах рекламы:

Купить линию розлива для работы с жидкими и вязкими продуктами по выгодным ценам можно на сайте www.dozaplus.ru. Компания "ДОЗА+", один из крупнейших производителей дозирующих систем, так же предлагает широкий ассортимент перистальтических насосов, укупоров и этикетировочных машин.

#