Несколько лет в России упорно боролись с торговлей в нестационарных объектах и переносили рынки в капитальные строения. Однако, проанализировав сложившуюся ситуацию, в Минпромторге РФ решили внести некоторые поправки в законодательство, чтобы возродить мобильную торговлю продуктами. О том, как в Ростовской области идёт процесс переноса рынков в капитальные строения, и о грядущих нововведениях журналисту donnews.ru рассказал глава департамента потребительского рынка региона Андрей Иванов.
— Андрей Николаевич, напомните нашим читателям о законе, предписывающем перенести рынки из временных строений в капитальные.
— Процесс начался в 2007 году, когда был принят соответствующий закон. Первоначально перевести рынки в капитальные строения собирались к 2010 году. Затем срок неоднократно переносился. Сейчас установлен окончательный срок — 1 января 2015 года, то есть и он практически истёк. При этом практика реализации этого закона показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, мы по-прежнему далеки от стопроцентного результата.
— По каким причинам?
— Прежде всего, по экономическим: рынкам требуются серьёзные средства для того, чтобы построить капитальные строения. К тому же в городах сделать это сложно, так как рынки вписаны в существующую историческую застройку. Строительство капитального здания с инженерными коммуникациями, с соблюдением пожарных требований, с обеспечением здания пожарными проездами и парковочными местами — сложный, требующий огромных затрат проект. Кроме того, реконструкцию рынка практически невозможно совмещать с текущей деятельностью — рынок на время должен закрыться, а это финансовые потери. В сельских территориях чуть проще с точки зрения исторической застройки, но там на первом месте финансовые сложности. При нынешней стоимости аренды торгового места, при строительстве даже легковозводимого здания счёт идёт на миллионы рублей. С учётом того, что число арендаторов зачатую не превышает 50-70 человек, а средняя заполняемость наших рынков не превышает 70%, причём даже в пиковое время, это весьма проблематично. Есть ещё один момент, связанный с ментальностью жителей Ростовской области. Например, когда построили первое капитальное строение на Центральном рынке — павильон для торговли овощами и фруктами, наши жители не проголосовали рублём за такой формат. Они просто-напросто не пошли в павильон, предпочитая покупать фрукты и овощи по старинке — под навесами. Зимой, в самый мороз, какое-то заполнение было, но как только чуть потеплело, народ предпочёл вернуться на открытый воздух. Чтобы заманить туда продавцов, снижали ставку аренды, предлагали льготные условия... Нужно понимать и продавцов, их задача — продавать товар, а не просто стоять. У нас на юге ментальность такова, что люди предпочитают приобретать продукты на свежем воздухе.
— Насколько мне известно, после принятия закона о переносе рынков в капитальные строения их число резко сократилось?
— В 2006 году у нас было 220 рынков на 72 тысячи торговых мест. Сейчас розничных рынков осталось почти в три раза меньше — 78. На 142 рынка меньше.
— С чем это связано?
— Здесь влияет ряд факторов. В законе были прописаны положения, связанные не только с переносом торговли в капитальные строения, но и с самой организации работы рынков. В том числе была предусмотрена административная ответственность для компаний, управляющих рынками. Штрафы для рынков были установлены в разы больше, чем для других хозяйствующих субъектов. Всё это привело к тому, что те рынки, которые не были готовы финансово бороться за своё звание, те, кто понимал, что никогда не сможет выполнить требования закона, стали выходить из-под действия этого закона. Либо закрываться — таких половина, либо переходить в иные форматы торговли — торговые комплексы, ярмарки. Формально получается, что закон ставил перед собой благую цель — упорядочить взаимоотношения управляющих компаний рынков и сельхозпроизводителей. А получилось как всегда... К сожалению, рынки, которые пошли по пути строительства капитальных строений, понесли определённые расходы и были вынуждены увеличить стоимость аренды торговых мест. Да, условия торговли стали несравнимо комфортнее, но не каждый может позволить себе платить выросшую аренду.
— Сколько рынков региона уже удалось перенести в капитальные строения?
— Наши рынки ставят в пример даже на федеральном уровне. Руководитель департамента внутренней торговли Минпромторга России Денис Пак после визита к нам говорил в нескольких интервью, что в Ростовской области действительно умеют строить рынки. Но это, к сожалению, единичные случаи. Например, «Северный» рынок или рынок «Западный». Из 78 рынков региона по состоянию на 1 октября в капитальных строениях действуют 30 рынков, в капитальных и временных строениях одновременно — 41, из них 35 находятся в стадии реконструкции и модернизации. Ещё 7 рынков функционируют исключительно во временных строениях.
— Этим семи рынкам с 1 января грозит закрытие? Или же сроки для них будут продлены и им дадут шанс?
— На сегодняшний день у нас нет полномочий продлевать сроки и давать шансы. Формально с 1 января они будут считаться нарушившими закон. Хотя есть один нюанс: Минпромторг РФ тоже понимает, что с исполнением закона есть проблемы, и не только в Ростовской области, но и на всём юге страны — в Волгоградской области, Краснодарском и Ставропольском краях. Федеральный центр всё это видит и понимает, особенно в нынешних условиях, когда крупноформатные розничные сети, даже лишившись постоянных поставок импортной сельхозпродукции, не всегда готовы сотрудничать с малыми сельхозпроизводителями из-за проблем с логистикой, обработкой и упаковкой. Поэтому в Минпромторге делают ставку не только на крупные сети, но и на многоформатную торговлю. От регионов требуется активно заниматься развитием ярмарочной торговли, озаботиться сохранением различных форм мобильной торговли.
— Но ведь с мобильной торговлей в нестационарных объектах до недавнего времени активно боролись?
— Борьба была направлена на ликвидацию несанкционированной торговли. В Минпромторге готовится изменение в 381-м законе, где будут отдельной главой прописаны правила организации нестационарной торговли. Особенно рекомендовано обратить внимание на торговлю социально значимыми продуктами — молочными, овощами и фруктами. Кроме того, готовятся изменения в законе о розничных рынках, который предоставит субъектам РФ право продлевать срок использования временных строений на розничных рынках, но не далее чем до 2020 года.
— В каком виде будет реализована мобильная торговля?
— Закон этого не указывает. Практика будет зависеть от органов местного самоуправления. Я думаю, было бы неплохо, если бы сейчас давали некоторые преференции мобильной торговле, но при этом не повторяли ошибок прошлого, чтобы мы не застраивали города невнятными разрозненными объектами торговли. Хотелось бы, чтобы был хозяйственный подход, чтобы объекты мобильной торговли вписывались в архитектурный облик и чтобы покупатели получали удовольствие не только от качественной и дешёвой продукции, но и от того, что торговый объект соответствует не только санитарным, но и архитектурным требованиям.
— Возможно, для этих целей будут разработаны единые конструкции с опознавательными знаками, чтобы потребители знали, что в них торгуют донской продукцией?
— Идея такая есть. Но предпринимателей, как правило, отпугивает стоимость таких конструкций. Ещё с год назад мы просчитывали их стоимость, и вышло несколько сотен тысяч рублей. Поэтому тогда проект не был реализован. Сейчас эта идея была высказана главой администрации Ростова Сергеем Горбанем. Я думаю, он поставит соответствующие задачи тем, кто курирует направление экономики и торговли в городе. Это даст потребителю возможность отличать, что в таких объектах торговля ведётся качественными товарами, законно и честно.
— Как будет регулироваться такой вид торговли? Нужно будет получать специальное разрешение?
— На сегодняшний день разрешение на осуществление торговой деятельности не предусмотрено. Есть схема размещения объектов нестационарной торговли, и торговая деятельность начинается с оформления участка для этих целей. Проверкой и контролем занимается ряд наших коллег. Это в первую очередь муниципалитет, который контролирует использование земельного участка. Ведь зачастую берётся торговое место площадью 2 на 2 метра под павильон для торговли овощами, а заканчивается появлением некоего «шанхая», со всех сторон облепленного холодильниками, где начинают продавать пиво, что вызывает недовольство жителей близлежащих домов. К этому «шанхаю» тут же пристраивается ещё один, второй... Как говорится, стоит только начать. Это тот случай, когда ситуация пускается на самотёк. Мы считаем такой подход недопустимым. Также контроль осуществляют Роспотребнадзор — с точки зрения санитарных норм — и правоохранительные органы, если имеет место незаконная предпринимательская деятельность или нарушение правил торговли подакцизными товарами.
— Андрей Николаевич, а как в целом обстроит ситуация с розничной торговлей в Ростовской области? Какие позиции мы занимаем среди других регионов России?
— Мы входим в десятку лидеров среди регионов России по величине товарооборота, то есть занимаем вполне достойные места. У нас не сложилось таких перекосов, как в ряде федеральных и региональных центров, где доминирующие позиции занимает крупноформатная сетевая розница. У нас эта доля находится в вполне разумных пределах — порядка 30%. Доля рынков, которая несколько лет неуклонно снижалась, составляет около 10%, но в сложившихся экономических условиях мы постараемся как минимум остановить это снижение. И более 50% занимают так называемые магазины у дома. Поэтому у нашего потребителя есть возможность выбрать тот формат торговли, который ему по душе. Понятно, что сейчас очень непростая ситуация с ценами, но в условиях рыночной экономики единственный способ регулирования цен — это развитие конкуренции, это самый действенный способ. Потому что все другие, нерыночные механизмы в условиях рынка ведут к дефициту.
Поделиться: