В среду, 27 января, в медиацентре «Медиас» состоялся итоговый круглый стол, посвящённый сохранению мозаики в пешеходном переходе на Ворошиловском в Ростове. Администрация города представила общественности результаты голосования.
Напомним, что 24 января в официальной группе администрации города «Мой адрес — Ростов-на-Дону» в Facebook стартовало голосование за цветовое оформление мозаик обрамляющей плиткой. Проголосовать можно было за один из шести вариантов, разработанных дизайнерами архитектурной студии «Форма». Один из них был представлен ростовчанам ещё в прошлом году в передаче «Мой адрес — Ростов-на-Дону». Согласно этому проекту, часть стен будет зашита в панели, коммуникации и кабели забраны в короба, торговые ларьки переоборудованы, а также сооружён навесной потолок. Весь переход будет выдержан в сером и жёлтом цветах. При этом сами мозаичные панно останутся нетронутыми.
Сотрудник пресс-центра администрации Елена Коршунова отметила, что именно за вариант № 1 проголосовали больше всех человек — 129 из 287.
— В декабре также проводилось голосование в группе «Ростов-Транспорт. Инфо», вариант № 1 выбрали 52,9%. В группе «Ростов-на-Дону | Главный» этот вариант выбрали 53%, — добавила Елена Коршунова.
В Ростове живёт более миллиона человек, а судьбу плитки «решили» чуть менее 300 из них. Но этот факт никого из представителей администрации не смутил. Собравшиеся архитекторы и художники тут же принялись хвалить выбранную концепцию. Так, руководитель дизайн-студии «Гранд» Александр Алья заявил, что ростовский переход стал носителем некой ростовской сущности.
— Я читал в комментариях в интернете, что, дескать, монохромная гамма, что жёлтые аляповатые пятна... На самом деле это очень грамотное решение, которое даёт людям визуальную коммуникацию. В других вариантах нет глубины проработки, нет технических решений, — полагает Александр Алья.
Нотку протеста внёс председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин.
— По идее, всё нужно было обсудить заранее, а не тогда, когда уже подведены итоги голосования. Нельзя принимать решение на основании того, что, допустим, 115 проголосовали за, а 220 — против. Конечно, здесь нужно и потолки, и полы сделать, и киоски, и кондиционирование. Всё должно быть современным — и указатели, и реклама. Но единственным условием должно было быть бережное отношение к мозаичному панно, — отметил Александр Кожин.
Попытался раскритиковать голосование и старший преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды Академии архитектуры и искусств ЮФУ Павел Панченко.
— Только первый вариант был представлен на 70-80%, во всех остальных вариантах были даны только сухие развёртки. Даже когда наши студенты выполняют проект, они обязательно представляют нам его в трёхмерном изображении. Поэтому считаю, что голосование было некорректным, — возмутился Павел Панченко. — Варианта по сохранению мозаики в старом варианте в голосовании не было. Кроме того, непонятно, почему демонтаж плитки начался ещё до того, как мы начали голосовать? Я считаю это нарушением.
Он также обратил внимание на несоответствие результатов работ и концепции, за которую проголосовали. По его словам, в проекте изначально были заложены белые панели. Но по факту там уже лежит серая плитка.
Один из разработчиков проекта, дизайнер архитектурной студии «Форма» Виталий Кириченко признался, что отхождение от проекта действительно есть.
— Там, где навигация, должны были быть вандалоустойчивые, прочные панели австрийского производства. Но когда начали подбирать материалы, выяснилось, что они большие по площади и что доставка их будет слишком долгой. Тогда сорвётся срок реализации проекта. Кроме того, сначала фирма озвучивала одну цену за панели, около 100 евро за квадрат, потом она изменилась, естественно, с ростом курса валют. Положили отечественную плитку. С точки зрения практичности та плитка, которая лежит, нас устраивает, — заявил Виталий Кириченко.
По его словам, все остальное в переходе идёт «чётко по проекту». И сам цвет плитки у него не вызывает смущения.
— Когда в переходе полностью поменяется освещение, серая плитка будет намного светлее. Яркая жёлтая навигация на серой плитке будет даже выигрышнее смотреться, — сказал Виталий Кириченко.
Он также добавил, что дизайнеры рекомендовали подрядчикам методы сохранения мозаичного панно — обсуждалась и установка защитного стекла, и покрытие антивандальной плёнкой. Но единого решения, по его словам, пока нет.
На вопрос о цвете самой плитки дизайнеры ответили, что изготовить плитку точно таких же оттенков не в состоянии ни один завод. Во-первых, стоимость проекта будет намного выше, во-вторых, он изготовит её только по индивидуальному заказу.
Положить конец дискуссии решил замглавы города по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев.
— Вы говорите, что все решения якобы были приняты арендатором. Нет, никакого конкурса не было, это частные инвестиции. Было несколько вариантов, которые были согласованы администрацией и которые впервые были вынесены на суд жителей в программе «Мой адрес — Ростов-на-Дону», — спокойно произнёс Евгений Лебедев. — Дважды мы провели голосование, оно вас не устраивает. Это может продолжиться до бесконечности. Поверьте, основная масса жителей Ростова думает не так, как вы, и занимается совершенно другим. Поэтому я предлагаю дискуссию по данной тематике закрыть.
В итоге чиновник предложил Павлу Панченко подключить к реставрации остальных четырёх ростовских переходов с мозаикой студентов-архитекторов. {{voter}}
А общественники и журналисты заранее попросили власть сохранить их после ремонта в том виде, в котором они есть сейчас. А самоутверждаться можно в новых переходах Ростова — на Нагибина и Шолохова. На этом дискуссия завершилась.
Поделиться: