12,48₽
98,08₽
90,30₽

Велосипедисты Ростова просят автолюбителей поделиться проезжей частью

Велодорожки на тротуарах небезопасны

На набережной Ростова появятся велодорожки, заявил главный архитектор города Владимир Гейер. Устройство дорожек, как и организация мест для катания на роликах и скейтбордах, включены в план развития центра Ростова на 2013-2017 годы. Однако и скейт-парк, и велодорожки мэрия Ростова обещает уже давно. Скейтеры несколько раз собирали подписи, но пока так ничего и не добились (если, конечно, не брать в расчёт очередные обещания). Ну, а велолюбители решили, что развивать велодвижение в Ростове нужно начать с самих себя: с соблюдения ПДД и определённой велокультуры. Все эти вопросы они обсудили на Велобеседе, которая состоялась в минувшую субботу в «Креативном пространстве» на Суворова.

Не детская забава, а средство передвижения

Из-за сильного дождя народу собралось меньше, чем рассчитывали, — около 30 человек, хотя велосипедистов в городе становится всё больше.

— Велодвижение стало входить в моду, — утверждает один из организаторов встречи Дмитрий Адамов. — Ещё год назад велосипедистов было раза в два меньше. Велосипед — это не только средство передвижения, но и фитнес, способ поддерживать себя в тонусе. Да и противодействие пробкам. Цивилизованные веяния проникают к нам из Европы. Формирование мнения, что велосипедист — это не фрик и не впавший в детство великовозрастный балбес, происходит со временем само по себе. Естественно, этому способствуют и все проводимые велосипедные мероприятия. В основном, конечно, велопробеги. До сих пор помню выражения на лицах пешеходов и автомобилистов, когда мимо них проезжала толпа на «Ростовском кольце». Мне кажется, большинство из них просто не представляло себе, сколько в городе велолюбителей.

Дмитрий ездит на велосипеде чуть меньше двух лет и за это время совершенно отвык пользоваться общественным транспортом. В ряды автолюбителей пока не вступил, но верен, что если сядет за руль, то будет чувствовать себя вполне уверенно: езда на велосипеде учит хорошо ориентироваться на дорогах.

Впрочем, среди тех, кто пришёл на Велобеседу, есть и те, кто ещё только мечтает сделать велосипед своим основным средством передвижения.

— Езжу с 2012 года, но, скорее, катаюсь, а не целенаправленно езжу из одного места в другое, когда мне необходимо. Сейчас я продала старый велосипед и жду новый, — рассказывает хрупкая девушка Лилит.

Существующие в Ростове велодорожки для езды не пригодны

— Я навскидку могу вспомнить три велодорожки в нашем городе. Одна на Университетском, другая на Коммунистическом, в районе сквера имени Дортмунда — по-моему, такая же, как и на Университетском, то есть просто поставили знаки с изображением велосипеда рядом с обыкновенным тротуаром, по которому ходят люди. И есть ещё дорожка в парке Островского, но она больше напоминает самодельную — перекручивается вокруг собственной оси и идёт по краю аллеи возле лавочек, где так любят сидеть посетители парка, в том числе мамы с детскими колясками. Полезность и востребованность этих «дорожек» стремится к нулю, — рассказывает Дмитрий Адамов. — Почему это происходит, понятно. Вряд ли кто-то советовался с велосообществом, когда их проектировали. Я ни разу не слышал, чтоб велодорожку планировали сделать на проезжей части, отобрав драгоценное место у автомобилей. Вероятно, потому, что никто не представляет, как избавиться от парковок в два ряда вдоль дороги. Ну, это тема для отдельного разговора.

По словам Дмитрия, дорожки, устраиваемые за счёт тротуаров, крайне опасны: пешеходы нипочём не будут обращать внимание на разметку, а велодорожка предполагает движение на полном ходу.

— То есть представьте себе, как вы едете с нормальной для города скоростью 30-40 километров в час, — говорит Дмитрий, — и замечаете... да что угодно замечаете. Что молодёжь веселится, толкая друг друга, в том числе на велодорожку, или мамаша с коляской идёт, или старенькая бабушка. Хорошо ещё, если успеете притормозить. Тогда всего лишь потеряете своё драгоценное время и опоздаете на работу. А если не успеете?

А вот Лилит настроена более позитивно:

— Я уверена, что появятся велодорожки, — говорит она, — и ещё больше людей начнут пользоваться велосипедами. Но пока их нет, мы можем начать хотя бы с уважения друг к другу, чтобы водители машин не стесняли велосипедистов, а велосипедисты — пешеходов. Если будет взаимоуважение, то и велодорожки не нужны будут.

Максим Господинко же считает, что добиться от администрации Ростова каких-то решительных действий можно только сообща.

— Чтобы появилась инфраструктура, необходимо создание сообщества людей, которые понимают, чего конкретно они хотят. Сейчас нет именно этого, а не велосипедных дорожек. Что бы ни дали нам власти сейчас, нас это не удовлетворит: у людей нет понимания того, что такое удобный и хороший город, большинство велосипедистов не пользуется велосипедом как средством передвижения, а автомобилисты не видят для себя выгоды ни в чём, кроме строительства новых дорог. Город молодой ещё, пока не встал в непрекращающуюся пробку, но всё к этому идёт. И когда настанет этот момент, мы начнём думать, как защитить общественный транспорт от пробок и увеличить его пропускную способность, как пересадить автомобилистов на велосипеды, как сделать тротуары шире, как ограничить поток автомобилей в центре и так далее.

А по мнению музыканта и заядлого велолюбителя Михаила Зимина, проблемой зачастую является не столько отсутствие инфраструктуры, но и сами велосипедисты.

— Мне представляется, что основная проблема велодвижения в Ростове — это даже не инфраструктура, дорожки, пандусы и прочее. Их почти полное отсутствие — это, безусловно, позор для города, но и сами велосипедисты, к сожалению, тоже зачастую являются проблемой. В нашем законодательстве есть много спорных или даже нелепых норм, однако уж что-что, а правила дорожного движения — это вполне достойно составленный документ. И мне грустно наблюдать, что не только начинающие велосипедисты по незнанию нарушают ПДД каждые десять метров, но и вполне опытные ребята, знающие о правилах, совершенно осознанно не соблюдают их.

Несоблюдение безопасности на руку естественному отбору

О безопасности участники Велобеседы как раз не позабыли. Ей было отведена значительная часть времени: ещё раз вспомнили ПДД, разобрали самые распространённые случаи ДТП с участием велосипедистов. А медсестра даже прочла лекцию о том, как помочь себе, если случилось получить травму.

— Велосипедистов сбивают, нам хамят, угрожают, ласково называют нас «хрустиками», — говорит Дмитрий Адамов. — Каждый водитель в любой ситуации будет считать себя изначально правым, а велосипедиста виноватым. Оно и понятно, водителей заставляют при получении прав учить правила дорожного движения и проходить практические занятия, а после этого ещё и сдавать экзамен. Так что они, во многом справедливо, считают себя дипломированными специалистами дорожного движения. Велосипедисты, как и пешеходы, и скутеристы, в данном случае — самоучки.

По мнению организаторов Велобеседы, правилами дорожного движения пренебрегать нельзя. Да и сами велолюбители с этим не спорят.

— Иногда у нарушителей есть какая-то более или менее адекватная ситуационная аргументация. Но чаще всего дело просто в невежестве. Например, велосипедист едет по тротуару, потому что в нём, видимо, жив первобытный страх перед железными повозками. Он убеждён, что среди снующих пешеходов ему безопаснее, чем на дороге, совершенно не предполагая, что пешеход непредсказуем. В любой момент старушка может наклониться за монеткой, из-за любого угла может выбежать играющий ребёнок, а самоотверженная болонка так и стремится намотаться велосипедисту на цепь. Но нет, среди больших заметных инертных авто с предсказуемыми манёврами и внимательно следящими за дорогой водителями он не поедет, «на дороге опасно, сшибут и не заметят», — сетует Михаил Зимин.

По словам Михаила, ещё одной причиной езды по тротуарам велосипедисты называют нежелание дышать выхлопными газами. При этом им почему-то кажется, что в трёх метрах от дороги этих газов меньше. А о прохожих, ежеминутно рискующих оказаться под колёсами, велосипедисты не думают

— Про пересечение пешеходных переходов на великах даже говорить не хочется. Достаточно набить в поиске YouTube что-то вроде «велосипедист переход дтп» — и все вопросы отпадут. Про очки, перчатки, шлемы, световые маячки, катафоты тоже говорить не буду, потому что надо оставить пространство для работы естественного отбора, — резюмирует Михаил.

Добиться чего-то можно только сообща

Велолюбители люди мирные и самостоятельные. Никто не собирается собирать подписи под гневными петициями, жаловаться, чего-то требовать от власти.

— Да и почему нам нужно ждать подачек? Сами устраиваем парковки рядом со своими домами, заведениями и офисами, сами проводим встречи, открываем прокаты и сервисы, сами карту рисуем, больше катаемся, правила учим сами и другим рассказываем, автомобилистов приучаем к своему существованию и адекватным действиям в соответствии с ПДД. Вот это самое важное, а не дорожки. Они приложатся, — считает Максим Господинко. — Взаимодействие с администрацией – это не проблема, а задача. Есть способы воздействия. Если будет достаточное количество по-настоящему активных людей и пассивно поддерживающего их населения — вроде 30 к 100000, будет у нас всё, что душа пожелает. Конечно, не идеальное и не сразу, но события, очевидно, к этому ведут.

А пока идеал не достигнут, ребята собираются вместе, обсуждают проблемы, предлагают решения, напоминают друг другу о том, что их безопасность — прежде всего в их собственных руках.

— В целом я очень надеюсь, что такой формат Велобесед хоть немного изменит ситуацию с ростовскими велолюбителями, — выразил надежду Михаил Зимин. — Но поскольку охват аудитории получается минимальный, я бы предложил организаторам как-то подготовить клёвые и максимально краткие брошюры для велосипедистов и попробовать раздавать их прямо на улицах. Вот это было бы довольно эффективно.

Кстати, такие брошюры на Велобеседе показывали. Только созданы они не для россиян, а для жителей Нью-Йорка, с его развитой велосипедной инфраструктурой и обширной велокартой. Таких брошюр в Ростове пока нет, и выпускать их никто не берётся.

В день Велобеседы был сделан только первый шаг к признанию администрацией города велолюбителей как части городского населения, с нуждами которой тоже нужно считаться.

#