Виталий Кушнарёв: «Систему госзакупок нужно менять, чтобы остановить недобросовестных подрядчиков»

Слабый закон на руку тем, кто хочет на нём нажиться

Виталий Кушнарёв. Фото из личного архива.
Виталий Кушнарёв. Фото из личного архива.

Виталий Кушнарёв — кандидат в депутаты Госдумы по 152-му избирательному округу, в который входят Первомайский и Ворошиловский районы Ростова, Новочеркасск и Аксай. Занимал посты областного министра транспорта и главы администрации Ростова.

Виталий Кушнарёв накопил весомый управленческий опыт и предлагает решения по целому ряду проблем. Все программные статьи кандидата читайте на сайте Кушнарёв2021.рф. Сегодня мы публикуем одну из них.

Формальные причины ведут к срывам работ

Опираясь на практический опыт, кандидат в депутаты указывает на слабые места системы государственного и муниципального заказа. Её недостаточная эффективность мешает реализации проектов развития территорий.

«Два с половиной года я возглавлял администрацию Ростова и могу с уверенностью сказать: есть целый ряд объективных факторов, негативно влияющих на результативность действия муниципальных программ и, соответственно, на репутацию самой исполнительной власти», — говорит он в программной статье.

Виталий Кушнарёв приводит яркие примеры срыва работ недобросовестными подрядными организациями на объектах, которые произошли в том числе из-за несовершенства федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг».

«Наверное, многие из вас слышали о событиях вокруг парка имени Собино в Ростове. Этот объект в Железнодорожном районе выбрали в ходе голосования сами жители, но что в итоге? Подрядчик менялся три раза, и вместо 2018 года парк открыли в 2020-м. Жители Новочеркасска хорошо знают ситуацию и с театром драмы имени Комиссаржевской. Историческое здание, построенное в 1909 году, — объект культурного наследия. Тендер на его ремонт выиграла компания из Перми. В осень 2019 года театр уходил с разобранной крышей. Администрация, конечно, решила расторгнуть контракт, но сроки уже были сорваны», — перечислил случаи Виталий Кушнарёв.

Были инциденты с подрядчиками и в Аксае, где сорвали сроки строительства детсадов. Кандидат в депутаты отметил, что в прошлом году такие ситуации возникли сразу по двум контрактам — один из них, в посёлке Темерницком, исполняла компания из Махачкалы, второй — московская организация. В обоих случаях заказчику пришлось расторгать контракт в одностороннем порядке, а подрядчики после такого взаимодействия попали в реестр недобросовестных поставщиков.

Побеждает демпингующий

Подобное возможно из-за того, что многие тендеры проводятся в форме аукционов. По сути, кто из участников предложил более низкую цену, тот и выиграл.

«Доходило до абсурда: организатору было очевидно, что за предложенную цену выполнить работы невозможно. Она ниже их себестоимости. Но закон есть закон», — заметил Виталий Кушнарёв.

Кандидат в депутаты отмечает, что с тех пор многое изменилось, а законодательство стало более гибким. С 1 сентября 2020 года подрядчиков по строительным работам можно выбирать с помощью электронных конкурсов, а для отбора их участников выставляются дополнительные требования: опыт, квалификация, деловая репутация.

Также в закон добавили методы защиты от демпинга. Если претендент слишком сильно «падает» в цене, заказчик может потребовать увеличения обеспечения контракта в полтора раза — обычно это банковская гарантия на установленную конкурсной документацией сумму. Кроме того, участник тендера предоставляет гарантию заказчику. Если он нарушает свои обязательства, банк выплачивает заказчику сумму гарантии, а при подозрении на демпинг появилась возможность потребовать от потенциального подрядчика представить дополнительную информацию, подтверждающую его добросовестность, и даже не платить ему аванс.

Что можно сделать ещё?

Несмотря на то что эти изменения уже себя хорошо показали, их недостаточно, считает Виталий Кушнарёв.

Он предлагает расширить перечень товаров и услуг, по которым можно проводить не аукционы, а конкурсы.

«Добавить к ним, например, закупку и монтаж модульных зданий. Они часто используются для открытия новых групп в детских садах, фельдшерско-акушерских пунктов на селе и так далее», — отмечает кандидат в депутаты Госдумы.

Также у заказчика должна быть возможность требовать от подрядчика по строительству социальных объектов наличия собственной строительной бригады.

Третий момент, на котором Кушнарёв остановил своё внимание, касается ужесточения антидемпинговых мер. Он предлагает изменить критерии отбора победителя тендера.

«В конкурсах побеждают участники, которые набрали максимальное количество баллов. Они начисляются за выгодную цену, опыт и наличие необходимых ресурсов. Предлагаю снимать баллы с претендентов, которые снижают начальную цену контракта больше чем на 25%, чтобы у подрядчиков не было соблазна выигрывать конкурсы благодаря баллам, набранным путём демпинга», — пишет депутат в статье.

Желание модернизировать системы госзаказа Виталий Кушнарёв объясняет тем, что только её эффективная работа обеспечит гражданам разумное расходование бюджетных средств и успешную реализацию крупных инфраструктурных проектов.

Изготовитель: Ковалёв Дмитрий Вадимович; место жительства: Ростовская область, Боковский район, станица Каргинская;

Заказчик: кандидат в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Ростовской области — Южный одномандатный избирательный округ № 152 Кушнарёв Виталий Васильевич; тираж 1 экз.; дата изготовления 26.08.2021;

Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Ростовской области — Южный одномандатный избирательный округ № 152 Кушнарёва Виталия Васильевича.

Размещение оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Ростовской области — Южный одномандатный избирательный округ № 152 Кушнарёва Виталия Васильевича.

Дмитрий Кириллов

Поделиться: