Правительство Ростовской области в следующие три года намерено сохранить бюджетный дефицит на уровне, не превышающем 10% суммы доходов региональной казны. Об этом говорится в опубликованном проекте постановления «О долговой политике Ростовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Почему именно 10%?
Цель одна — как можно меньше занимать денег для покрытия бюджетного дефицита в банках под высокие проценты. 10%-й дефицит — условие, выполнение которого позволяет претендовать на кредиты из федерального бюджета по более чем щадящей ставке — 0,1%.
По данным минфина Ростовской области, по состоянию на 1 сентября 2016 года региону у Федерации удалось занять почти 6,5 миллиардов рублей. За счёт этих средств область в основном гасит свои долги перед коммерческими банками, которым принадлежит 85% госдолга Ростовской области (35,2 миллиарда рублей по состоянию на 1 января 2016 года).
В итоге госдолг региона в текущем году не только не рос, но даже немного сократился — с 41,2 миллиардов в январе до 41,06 миллиарда в октябре 2016 года. По этому показателю регион сейчас занимает 25-е место среди субъектов РФ.
Денег нет, но вы держитесь
Однако со стороны федерального бюджета на следующую трёхлетку власти Ростовской области ждёт неприятный сюрприз — впервые за несколько лет бюджетные кредиты регионам будут сокращены, причём резко. В федеральной казне в 2017-19 годах на эти цели заложено меньше денег, чем на весь 2016 год — 250 миллиардов рублей (по 100 миллиардов в 2017–2018 годах и 50 миллиардов в 2019 году) против 338 миллиардов рублей в 2016 году. Так что донским властям за покрытием дефицита, по всей видимости, придётся снова идти в коммерческие банки и занимать под 12-15%.
Сколько именно Ростовская область собирается занимать в ближайшие годы, пока не ясно, — проекта бюджета региона на 2017-2019 годы в открытом доступе ещё нет.
С другой стороны, в уже принятом документе, под названием «Об основных направлениях бюджетной политики Ростовской области на 2017-2019 годы», говорится, что все принятые властями обязательства перед гражданами будут обязательно выполняться, а увеличивать собственные доходы регион планирует не за счёт повышения налогов, а с помощью «создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности». То есть, чем больше субъектов налогообложения, тем, соответственно, больше налогов.
Ни одну из действующих в регионе налоговых льгот отменять в 2017-2019 годах также не планируется. Все они признаны эффективными. Кроме того, в документе много говорится об эффективности управления расходами, прозрачности бюджетного процесса и прочих подобных вещах.
Новый старый налог
Тем не менее, как минимум два неприятных финансовых сюрприза следующая трёхлетка региону принесёт. Во-первых, это исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. Согласно федеральному закону, регионы вольны до 2020 года не менять способ исчисления, но Ростовская область по всей видимости решила не ждать крайнего срока.
«Подготовительная работа по введению налога будет продолжена. Переходный период предполагает постепенное введение налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости по мере готовности муниципальных образований к его введению», — говорится в документе. Отметим, что во многих регионах новая система исчисления уже действует или начнёт действовать с 1 января 2017 года.
Попросту, новая система исчисления значит, что налоги на недвижимость значительно увеличатся и, к примеру, за 2–х комнатную квартиру придётся платить ежегодный налог около трёх тысяч рублей.
Кадастровая стоимость недвижимости — это её стоимость на рынке недвижимости, рассчитанная кадастровой палатой. Она изменяется в зависимости от ситуации на рынке, например, в этом районе недвижимость подорожала или, наоборот, подешевела. Все эти изменения находят отражение в кадастровой стоимости.
Льготы не для всех
Второй неприятный сюрприз — заявленный курс на «инвентаризацию публичных обязательств, переход на оказание мер социальной поддержки граждан с учётом принципа нуждаемости». Последняя подобная инициатива случилась на стыке 2015 и 2016 годов.
Тогда на заседании Законодательного собрания глава регионального министерства труда и социального развития Елена Елисеева сообщила о предстоящей монетизации льгот на проезд в общественном транспорте для указанных выше категорий граждан. Вместо права на бесплатный проезд льготники должны были получать по 332 рубля. По словам Елисеевой, такой шаг позволил бы сэкономить бюджету 193 млн рублей. Кроме того, планировалось, что ветераны труда Ростовской области будут получать материальную поддержку от государства, только если они не работают.
Нововведения вызвали негативную реакцию у жителей Ростовской области, но, несмотря на это, соответствующий закон был принят. Однако уже в феврале 2016 года решением губернатора он был отменён.
— Учитывая мнение общественности, в первую очередь ветеранов, считаю необходимым вернуться к этой теме и отменить закон, который вызвал резкую реакцию населения, — заявил тогда Василий Голубев.
Но на тот момент страна жила в ожидании сентябрьских выборов в Госдуму. Сейчас впереди только выборы президента, да и то через полтора года. Не говоря уже о том, что поддержка населением наиболее вероятного кандидата выдерживала и не такое.
Экономика должна быть экономной
Однако на этом возможности для экономии бюджетных средств у властей Ростовской области на ближайшие три года не исчерпываются. Во-первых, если верить документу, регион ждёт реструктуризация бюджетной сети. Но только на условии, что качество и объём оказываемых госуслуг населению от этого не пострадают. По всей видимости, для некоторого числа бюджетников это означает потерю работы, для оставшихся — увеличение нагрузки.
Во-вторых, власти собираются оптимизировать и переформатировать бюджетные расходы. То есть, полное финансирование получат «социалка», подготовка к ЧМ-2018 и ещё несколько приоритетных направлений. Менее важные денег недосчитаются.
В-третьих, власти Ростовской области в 2017-19 годах собираются ещё активнее заняться привлечением внебюджетных источников. То есть там, где можно вместо областной казны напрячь бизнес, будут пытаться сделать именно это. С другой стороны, в этом же документе говорится о повышении эффективности субсидирования бизнеса.
В целом власти региона, формируя бюджетную политику на следующие три года, ведут себя осторожно, что выглядит вполне оправданным. Всё планирование строится на основании консервативного прогноза социально-экономического развития региона, то есть, худшего сценария развития событий. Это позволяет минимизировать риски и быть готовым ко всему. Но это совсем не исключает того, что всё может пойти не так, как планируется. В хорошем смысле.

Поделиться: