Четвертые сутки день ищут ростовчанку Дашу Попову — она исчезла после возвращения из школы у порога собственного дома. Полиция сразу же приступила к поискам ребенка, на помощь пришли знакомые, соседи, даже учащиеся школы, где училась девочка. ЧП произошло в 13 часов, и люди прочесывали местность возле дашиного дома до глубокой ночи. К ним присоединились волонтеры, которые съехались из разных мест области.
— Я узнал, кто координатор, позвонил, сказал, что из Волгодонска, сел в свою машину и приехал, — рассказывает Роман Кузнецов.
Таких, как он, в Ростове на улице 40 лет Победы оказалось очень много. Люди узнавали в интернете информацию, связывались по указанным там телефонам с координаторами Максимом Максименко и Владимиром Малыковым. Приезжали сами и приводили друзей — сарафанное радио срабатывало быстро. Самые первые прочесали ближайшую к дому местность, остальных просили помочь в распространении ориентировок. Кто-то распечатывал листовки за свои деньги, кто-то расклеивал и раздавал их горожанам. Приходили мамы, держа за руку малолетних детей, приносили еду, кофе, кипяток для добровольцев. Многие даже не назывались: «Хотим просто помочь, чем можем».
Олег приехал на машине, предназначенной для прохождения по трудным дорогам. Рассказал, что уже искал в Таганроге два года назад пропавших детей, а в Крымске их команда джиперов участвовала в поисковой операции. Он как раз грузил свой внедорожник: «Съезжу хоть позавтракаю» — в 5 вечера. Подошел молодой мужчина: «Я на велосипеде, что делать?».
Штаб опознать можно было по листовке с фотографией Даши на машине, да кучке людей, возле нее, которую направляли двое в защитной форме. Это координаторы добровольного поискового отряда «Лиза Алерт Юг». О том, почему занялся волонтерством, Максим отвечает по-мужски скупо: «Нельзя же оставаться равнодушным».
— Это скрытная личность, — говорит о нем Роман Кузнецов. — В субботу он стал второй раз отцом, сейчас жена с ребенком лежит в роддоме, завтра ее нужно забирать, а он в принципе ни разу там и не был, потому что занимается поисками и круглосуточно здесь на телефоне.
Ему и правда некогда — успевает сделать пару глотков кофе, и телефон звонит снова, а потом подходят новые люди: возвращается поисковая группа, приходят спасатели из отряда ДГТУ, мамочки с форума РостовМама. Об усталости молчит, хотя всю ночь был на ногах, сетует только на то, что негде зарядить телефон — батарея садится. И тут же убегает.
Удается поговорить только с волонтером Кузнецовым:
— У меня двое сыновей, старшему 12 лет. Чужих детей не бывает, и когда случается беда, любой здравомыслящий человек делает все, чтобы не остаться в стороне. Первый раз на работе прочитал в инете, что пропал ребенок, девочка, в х. Калинин под Новочеркасском. Все, что тогда мог — выходил в сеть, следил за результатами поиска. Постепенно наткнулся на то, что существует добровольный поисково-спасательный отряд. Вышел на них, теперь находимся в постоянном контакте.
Отряд «Лиза Алерт» на Дону был создан после того, как пропала Саша Целых — ее поиски сплотили разрозненно действовавших энтузиастов. Среди них есть координаторы, выезжающие на место, где идут поиски, есть сидящие возле компьютера и на телефоне. Отряд — добровольная организация, которая не принимает деньги от спонсоров, только продукты, вещи, необходимые для поисков (в этот раз так кстати пришлись рации) и личную физическую помощь.
Вообще, организация с таким названием существует во многих регионах России. Она появилась после трагической истории поисков Лизы Фомкиной в Орехово-Зуево в сентябре 2010 года — пятилетняя девочка потерялась в лесу вместе с тетей. Тогда волонтеры реально помогли органам, а может, даже и больше сделали. Долгое время между милицией и волонтерским движением существовали разногласия, сейчас это в прошлом.
— Мы приехали сюда, когда тут уже находились полицейские, — рассказал второй координатор, Владимир Малыков. — В течение часа через интернет распространили информацию — приехали люди со всей области. Взаимодействие с полицией отличное, спасибо им за это. Раньше, возможно, они не понимали, что мы им способны оказать реальную помощь.
Несмотря на то, что за второй день поисков возле дашиного дома побывало около 300 человек, бестолковой беготни нет — чувствуется организация. Полицейские дали добровольцам карту, те определили квадраты поиска, куда отправляются группы. Органы не способны все охватить, а общими усилиями, дополняя друг друга, добиться результатов можно быстрей — волонтеров координирует полиция, они добровольцев. Даже высшие чины признали действенность волонтерского движения.
— Честно скажу, мы немного пропустили тот момент, когда вы зарождались и развивались, — признался заместитель начальника 9-го отдела Главного управления уголовного розыска МВД России Дмитрий Чиненный. Теперь мы видим, что вы — реальная сила.
Поделиться: