Top.Mail.Ru

Всенародное обсуждение «Закона об образовании» закончилось

Закон пугает родителей и учителей, но все равно будет принят

1 февраля завершилась так называемая «общественная экспертиза» нового «Закона об образовании» на официальном сайте, созданном именно для этих целей. Опыт с обсуждением «Закона о полиции» в 2010 году  правительство признало успешным и решило повторить его с «Законом об образовании». Призывы выразить свое мнение и предложить разработчикам поправки к тексту законопроекта звучали отовсюду. Региональные законодательные органы, подхватив инициативу правительства, организовали локальное обсуждение. Заксобрание Ростовской области на своем сайте открыло специальный раздел, где можно было ознакомиться с текстом «Закона об образовании» и попытаться разобраться с изменениями, которые ждут систему образования в будущем.

— Работа над проектом закона была колоссальная, а результат представлен для общественной экспертизы. Нужно понимать, что перемены просто необходимы, без них не обойтись, — уверено заявляла Валентина Маринова, председатель комитета Законодательного собрания по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями. — Этот закон будет принят.

Да, ситуация за те 20 лет, что прошли со времени принятия предыдущего закона об образовании, в стране изменилась, но действительно ли так необходимо исключать из системы профессионального образования ПТУ? Действительно ли необходимо толкать руководство школ к непонятной для них предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг? Действительно ли защищены родительские кошельки от «дополнительных» платных занятий? Так ли твердо гарантирует государство бесплатное среднее образование? Останется ли надежда на бесплатное высшее образование?

Однозначных ответов на эти вопросы нет, а значит — люди волнуются.

Ситуация с «Законом о полиции» повторяется: «Плохой закон», говорят люди. «Не-е-ет, хороший», возражают разработчики. В этом замаскированном под диалог с народом сражении победитель предсказуем, но дебаты не утихают.

Общественности предложили сырой текст, который эксперты называют лишь пищей для размышлений, материалами к закону. В представленном виде этот законопроект не может быть принят ни при каких обстоятельствах. Власти это, наверное, понимали. Играя на всенародной заинтересованности вопросами образования, правительство получило то, что хотело — сайт ломится от поправок и предложений.  Их авторам, общественности то есть, приходится шлифовать определения, писать русским языком то, что написано на официально-депутатском диалекте — в общем, бесплатно вычищать и редактировать законопроект.

— Текст написан очень сложно, — делится впечатлениями преподаватель ВУЗа Наталья Гордеева. – Уже на этом этапе понятно, что обсуждение  не такое уж и «всенародное», не имея юридического образования, или хотя бы его основ, просто не поймешь о чем речь.

В этом плане на фоне других территорий Законодательное собрание Ростовской области выглядит чуть лучше остальных. Здесь о народных комментаторах позаботились — создали таблицу поправок, где по принципиальным пунктам сравнили старый закон и новый. Нельзя исключать внесение в эту таблицу только удобных для местных властей поправок, но прочтение нового законопроекта с такой шпаргалкой становится легче. Правда, комментарии и поправки, поступающие от населения пока недоступны, лишь «после обработки они будут размещены на сайте».

Но это лишь верхушка айсберга. Недоумение вызывает и содержание законопроекта. Привычных ПТУ не станет, но существующие техникумы не смогут взять на себя всю эту нагрузку. Где будут учиться будущие высококвалифицированные рабочие, которых так не хватает сейчас? Детям-инвалидам предлагается получать образование дистанционно или в домашних условиях, потому что определения коррекционных и специальных школ из нового закона исчезли, однако механизмы дистанционного обучения не прописаны, льготы для малоимущих не предусмотрены. Детям-инвалидам также станет труднее получить высшее образование. Малокомплектных сельских школ, согласно законопроекту, тоже должно стать меньше — они просто не выживут в предлагаемых условиях, а мер по их спасению никто не предпринимает. В высшем образовании и науке тоже не все гладко. Новый законопроект и вступление в Болонский процесс грозят разрушить привычные устои, а к ломке стереотипов не готовы ни преподаватели, ни работодатели будущих выпускников.

Пока юристы продираются сквозь формулировки, педагоги хватаются за головы от ужаса перспектив ежедневной работы, а родители злятся — их худые кошельки рискуют не выдержать инноваций, модернизаций и инвестиций в общее образование чад. Все недочеты нового закона перечислять — наберется тысячестраничный том.

Ростовские «единороссы», одобряющие новый «Закон об образовании», говорят, что он лишь урегулировал уже сложившиеся отношения в сфере образования: и платные факультативы, и кружки, и репетиторство — все это было, но не по закону. Теперь по закону, но кому от этого легче?

Исход «всенародного обсуждения» вполне предсказуем: закон примут, с учетом внесенных поправок или без них. Технология общественной экспертизы снова доказала правительству, что она работает — создает качественную иллюзию участия граждан в делах государства. Но только иллюзию, потому что на сайте, где публикуются народные размышления насчет нового закона, негативные отзывы и поправки, которые указывают на несостоятельность законопроекта, уже через час-два-три куда-то исчезают. Возможно, это глюки российского немодернизированного интернета, а возможно, что и целенаправленное «выпиливание» нежелательных реакций. Такой вот диалог с народом по принципу «доверяй, но проверяй».

#