Top.Mail.Ru

Вынашивать чужих детей некоторые жительницы Ростовской области готовы за 200 тысяч рублей

В год в регионе бывает 10 — 12 случаев рождения с помощью суррогатных матерей

vizitportal.ru
vizitportal.ru

В Батайске в один день сразу две суррогатные матери родили дочерей для одной биологической мамы. Об этом сообщила газета «Батайское время».

— Женщины выбрали наш роддом. Они предоставили договор и наблюдались до родов более месяца. Малышки появились на свет примерно в одно время. Генетическая мама их постоянно навещала. Детей выписали со справками о рождении. Позже на основании договора и выписки из роддома в отделе ЗАГСа их должны были оформить как детей генетических матери и отца, — цитирует издание заведующего батайским роддомом Павла Баранова.

А пару лет назад на всю страну стала известна история ещё одной семьи из Батайска — Анны и Вакила Калоевых. Появления на свет своих малышей пара ждала 15 лет, а потом решили больше не ждать подарка от судьбы и нашли в Армении суррогатную мать. Одновременно Анне предложили попробовать процедуру ЭКО. И случилось чудо: забеременели обе женщины. Так и получилось, что в один прекрасный день, в мае 2011 года на свет появились сразу 5 маленьких Калоевых — Борис, Милена, Елена, Олег и Кристина. Двоих малышей родила биологическая мама, троих — суррогатная. История получила широкую огласку — родители не скрывали своего счастья. Только вот они не ожидали, что столкнутся с общественным осуждением. Открытые прежде для общения со СМИ Калоевы закрыли двери своего дома и отказываются делиться подробностями своей жизни.

Журналист donnews.ru решил узнать у директора Центра репродукции человека и ЭКО Карины Сагамоновой насколько востребована программа суррогатного материнства в Ростовской области.

В Ростовской области программа действует уже 10 лет, с 2003 года. Возросший к ней интерес журналистов, конечно, связан с рождением детей Пугачёвой и Галкина, но поверьте, обычно кроме самих родителей и суррогатных матерей эта тема мало кого волнует. Особого притока желающих стать участниками программы не наблюдается. Цифра стабильная: 10 — 12 случаев в год.

По словам Карины Сагамоновой, в Ростовской области нет так называемого банка суррогатных матерей, женщину, которая согласится выносить их малыша, желающие стать родителями должны найти сами.

К суррогатной матери предъявляются определённые требования: ей должно быть от 20 до 35 лет; у нее должен быть, по крайней мере, один ребенок, чье здоровье подтверждено официально; она сама должна быть абсолютно здорова и без вредных привычек, о чём обязана предоставить справки от всех специалистов.

На участие в программе суррогатного материнства, как и на любую другую медицинскую услугу, заключается договор. Однако все материальные вопросы — содержание, вознаграждение — родители и суррогатные матери решают без нашего участия.

Впрочем, и услуги Центра репродукции человека и ЭКО не бесплатны — участие в программе суррогатного материнства обойдётся в 114 тысяч 200 рублей. В эту сумму входит подготовка биологической и суррогатной матерей к оплодотворению, сам процесс оплодотворения, культивирование эмбрионов, перенос эмбрионов в матку сурмамы, а также 2 койко-дня с питанием. Подбор суррогатной матери, её обследования, материальная компенсация суррогатной матери на восстановление здоровья и гормональная стимуляция в стоимость не включены.

В последнее десятилетие в России появилась обширная сеть агентств по подбору суррогатных матерей. Гонорар для предоставляемых ими матерей начинается от 12 — 15 тысяч евро.

Однако, как оказалось, отыскать суррогатную мать можно и по объявлению в интернете. Причём, количество предложений в разы превышает спрос: на названные выше 10 — 12 случаев, когда люди прибегают к услугам сурмам, в сети можно найти десятки предложений от женщин, готовых вынашивать чужого ребёнка.

Объявления самые разные и пишут их женщины из разных городов России. Некоторые потенциальные сурмамы пишут о себе несколько сухих строк: возраст, рост, вес, сколько детей, какая группа крови. Другие же пишут целые сочинения на тему «Почему именно я должна выносить вашего малыша».

Так, объявление 24-летней Марии из Казани занимает почти целый лист: в нём она рассказывает, что выносить чужого малыша — это для неё настоящее «удовольствие», что ей очень нравится быть беременной, что у неё уже есть двое детишек, а третьего они с мужем планируют только лет через пять. Кстати, муж Марии не имеет ничего против идеи жены, потому что это «благое дело». Впрочем, в конце своего восторженного письма женщина всё-таки переходит к материальной стороне вопроса. В качестве вознаграждения за удовольствие выносить чужого малыша женщина просит самую малость — «двухкомнатную квартиру в Казани, но подойдёт и однокомнатная с большой площадью, которую можно разгородить, можно даже в таунхаузе на окраине».

Впрочем, суммы вознаграждения называют самые разные, кто-то хочет миллион, кто-то 700 тысяч, кому-то хватит и четырёхсот. Также сурмамы просят надбавки за многоплодную беременность, необходимость кесарева, а также оплату всех расходов. Многие даже готовы переехать в другой город.

В интернете можно встретить предложения и от ростовчанок. Так, одна из них просит за свои услуги 700 тысяч, надбавку в 20% за двойню, а также ежемесячное содержание в 18 тысяч рублей. В доказательство своего успешного опыта материнства женщина даже опубликовала фотографию своего шестилетнего сына. Только вот указанный женщиной номер телефона, как оказалось, не обслуживается. Возможно, она уже носит чьего-то малыша, а может просто передумала становиться сурмамой.

А вот с другой претенденткой в суррогатный матери журналисту donnews.ru удалось поговорить. Собеседнице, назовём её Анастасия, 24 года. Она родом из Новошахтинска, у неё двое сыновей, младшему полтора года. Точную сумму вознаграждения в своём объявлении женщина не указала.

Впрочем, в разговоре всё же сообщила, что согласилась бы выносить чужого малыша за 200 — 250 тысяч рублей, плюс ежемесячные расходы. На идею стать суррогатной матерью её натолкнули семейные материальные трудности.

Момент, когда придётся отдавать малыша биологическим родителям, её не страшит:

Это же не мой ребёнок. К тому же, у меня есть двое прекрасных детей, — говорит Настя.

Сожитель Анастасии против её идеи ничего не имеет.

Стоит отметить, что в в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Франции и даже в некоторых американских штатах программа суррагатного материнства запрещена. В российском Семейном Кодексе есть статьи, регулирующие вопросы суррогатного материнства. Согласно нынешнему законодательству, определять судьбу ребёнка имеет право суррогатная мама. Иначе говоря, родившая женщина просто может не отдать ребенка (Семейный кодекс от 8.12.1995 г. раздел IV, гл. 10, ст. 51, п. 4, часть 2). Лишь после того, как суррогатная мать откажется от ребенка, вступят в силу права генетических родителей (ст. 52 там же).

Так что вероятность того, что суррогатная мать не захочет отдавать малыша биологическим родителям, весьма не иллюзорна.

Впрочем, та самая Мария из Казани, которой вынашивание чужих деток в обмен на жилплощадь представляется удовольствием, спешит успокоить своих будущих клиентов:

«К самой идее суррогатнго материнства отношение следующее — для меня это сродни просьбе посидеть с чужим ребенком. Это может быть очень хороший ребенок очень хороших людей, я безусловно буду следить за ним и развлекать его, возможно, мы подружимся, но я не его мама и я, конечно же, верну его родителям, когда те за ним придут... )».

Между тем, помимо, страха, что сурмама не захочет отдавать малыша, существует много других психологических сложностей, через которые приходится проходить родителям. Кроме того, многие из них скрывают, как именно появился их ребёнок, опасаясь осуждения. Ведь не секрет, что в лучшем случае к суррогатному материнству относятся слегка настороженно. А, например, РПЦ еще в 2000 году чётко сформулировала своё отношение к программе: вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе», а само суррогатное материнство «предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности…, травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя».

По словам Карины Сагамоновой, программа суррогатного материнства — это всего лишь одна из форм решения проблемы бесплодия. Для родителей, идущих на подобный шаг — это, возможно, последняя надежда обрести биологически родного ребёнка.

Для сурмам — это скорее всего способ поправить материальное положение или улучшить жилищные условия.

Относиться к программе можно по-разному, но факт остаётся фактом: суррогатное материнство существует. В России 400-500 детей ежегодно рождаются с помощью суррогатных мам. (Кстати, в США эта цифра не намного выше — около 600 детишек. — Прим. Авт.). Однако такой способ появления на свет до сих пор остаётся редким явлением — на почти 2 миллиона рождающихся в России детей всего полтысячи. Причины же невысокой популярности суррогатного материнства во развитых странах одинаковы: дороговизна, противоречивые законы и неоднозначное восприятие в обществе.

#