12,65₽
99,66₽
91,62₽

За пять лет тарифы РЖД выросли на 75,5%

В ответ жители Ростовской области стали реже ездить на поездах

Федеральная пассажирская компания (дочернее предприятие РЖД) опубликовала статистику: в мае и июне текущего года продажи билетов на поезда дальнего следования сократились на 22% по России в целом и на 15% в Москве.

В РЖД сокращение продаж объяснили увеличением стоимости билетов. Чтобы компенсировать разницу между реальными расходами на перевозку пассажиров и той же стоимостью билетов в плацкартных и общих вагонах, только в 2013 году необходимо 36,3 миллиарда рублей, а выделенные субсидии покрывают только 13,2 миллиарда из этой суммы. Чтобы как-то покрыть дефицит, в РЖД планировали поднять тарифы на проезд в общих и плацкартных вагонах на 10%, в купе — более чем на 30%.

Если бы план удался, среднее подорожание билетов составило бы 20%, а компания получила бы дополнительный доход в 5,1 миллиарда рублей.

Но оказалось, что россияне платить больше прежнего не готовы. По оценкам экспертов, которые приводят «Ведомости», от поездок в поездах дальнего следования отказались более полутора миллионов жителей России.

Повышение цены колеблется от 5% до 20%

Журналист donnews.ru решил выяснить, как обстоят дела с железнодорожными перевозками в Ростовской области. На официальный запрос редакции от областного представительства компании был получен ответ, в котором сообщается, что продажи билетов в Ростовской области в мае-июне этого года сократились на 6,7%. Если в 2012 году за этот период было продано более 403 тысяч билетов, то в 2013 году — чуть более 367 тысяч.

Также железнодорожники сообщили, что компания продолжает политику гибкого регулирования цен: с мая по сентябрь билеты в плацкартных вагонах дорожают на 5-20%, в купе и СВ — от 15% до 20% . Впрочем, по сообщению РЖД, было отмечено и снижение тарифов: 8 и 9 мая все билеты стоили на 50% ниже обычного.

Кроме того, с 1 июля компания РЖД ввела динамическое ценообразование на маршрутах Москва — Адлер — Москва, Москва — Ростов-на-Дону — Москва, Санкт-Петербург — Адлер — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Кисловодск — Санкт-Петербург.

— Эти маршруты были выбраны путём маркетинговых опросов и согласованы с государственными регулирующими органами, — пояснили в РЖД. — Для направлений, на которых мы являемся монополистами по перевозке пассажиров, изменение тарифной политики не предусматривалось.

Железнодорожники также объяснили, что же такое «динамичное ценообразование»: оказывается, на каждом направлении действуют тарифные планы, сформированные с учётом сезона, дня недели и объёмов перевозок. При этом в некоторых случаях минимальный тариф в купейных вагонах лишь немного превышает тариф в плацкартных. В первый день продаж, за 45 дней до отправления поезда, пассажиру предлагают купить билеты по минимальному тарифу. Далее, по мере заполнения мест и в случае высокого спроса на конкретную дату, тариф увеличивается. Чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена на билеты. Однако при низком спросе продажа по минимальным тарифам может продолжаться вплоть до даты отправления. Динамическое ценообразование применяется в классах обслуживания люкс, СВ, купе.

Глава ФАС назвал тарифы РЖД безумными

Несмотря на все попытки РЖД гибко регулировать стоимость билетов, своё недовольство тарифами, причём как на пассажирские, так и на грузовые перевозки, высказал глава ФАС Игорь Артемьев.

— Это до безумства доходящая система. Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать. Всё это происходит за счёт потребителя, а сама монополия <...> не только не преуспела, но мне кажется, что все эти программы, которые существуют в РЖД, они пустые, — цитирует Артемьева «РИА Новости».

Глава ФАС также отметил, что РЖД «остаются типично советской монополией, в своих абсолютно советских проявлениях, и это очень жаль». Артемьев отметил, что некоторое время РЖД сотрудничали с антимонопольными органами и правительством в части дальнейших шагов по созданию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. «Сейчас компания ни с кем не сотрудничает, то есть становится нашим вторым железнодорожным “Газпромом”», — сказал глава ФАС.

Впрочем, недовольство ФАС вызывает и политика РЖД в отношении пассажирских перевозок. По результатам плановой проверки компанию обвинили в навязывании пассажирам дополнительных услуг. К таким услугам отнесли продажу билетов в плацкартных вагонах пассажирских поездов дальнего следования по регулируемым государством тарифам с применением повышающих коэффициентов в связи с присвоением поезду категории «фирменный». Кроме того, пассажирам навязывались дополнительные сервисные услуги в так называемых вагонах повышенной комфортности. Ещё одно нарушение ФАС усмотрела в отказе от продажи билетов от конечных до промежуточных станций за 45 суток до даты отправления поезда.

В ответ на критику главы ФАС Игоря Артемьева компания РЖД распространила сообщение, в котором сообщила: «Отметим, представитель Федеральной антимонопольной службы РФ входит в состав правления Федеральной службы по тарифам РФ, которая принимает решения по формированию тарифной политики на железнодорожном транспорте».

Кроме того, в компании отметили, что с 2003 по 2012 год цены в промышленности в целом возросли в 3,4 раза, в топливной промышленности — в 5,5 раза, в чёрной металлургии — в 3,6 раза, а на железнодорожном транспорте — только в 2,8 раза.

Правительство проверит расходы железнодорожников

Несмотря на это заявление, ростом цен на железнодорожные перевозки оказались недовольны и члены правительства России. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович поручил проверить расходы РЖД на топливо и электроэнергию, которые в 2012 году составили около 200 миллиардов рублей. При этом компании настойчиво рекомендовали сократить расходы и с 2014 года начать сдерживать рост тарифов в соответствии с уровнем инфляции, а именно 7%. В то же время тарифы РЖД с января 2008 года увеличились на 75,5%, что превысило рост промышленной инфляции, который составил 45,1%. И это несмотря на то, что монополия регулярно получала прямые государственные дотации.

Необходимость сменить ценовую политику после обрушившейся критики признали и сами железнодорожники: «ОАО “РЖД” также считает необходимым начать работу по созданию концепции нового прейскуранта. Это, прежде всего, связано с изменениями внутренних и внешних условий экономического развития страны, в частности, структуры железнодорожной отрасли по составу участников, дальнейшей демонополизацией отдельных видов работ (услуг), а также снижением конкурентоспособности железнодорожного транспорта при перевозках грузов по отношению к автомобильному транспорту», — говорится в распространённом компанией сообщении.

Средняя скорость движения поезда в России — 12 километров в час

Во время своего визита в Ростов ответственный за организацию работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» Михаил Абызов сообщил преинтересный факт: оказывается, средняя скорость поезда в России... 12 километров в час. При этом Абызов отметил, что это даже меньше, чем во время Великой Отечественной войны!

Согласно данным, опубликованным порталом lenta.ru, к концу 2012 года скорость движения грузовых поездов упала ниже показателей сорокалетней давности. Так, в 1970-х годах среднестатистический грузовой состав шёл со скоростью 229 километров в сутки, а в 2012 году — всего 219 километров в сутки. Таким образом, по итогам года средняя скорость движения грузового поезда по России составила 9,1 километра в час. Это не только в несколько раз меньше, чем в крупнейших мировых экономиках, но даже ниже скорости опытного велосипедиста.

Даже в свои лучшие годы товарные составы по российским железным дорогам ходили с коммерческой скоростью в 11,6 километра в час (280 километров в сутки), что значительно уступает показателям других стран. Например, в Китае и Германии средняя скорость движения поездов составляет 50—60 километров в час, а в США — около 45 километров. Кроме того, согласно рейтингу Doing Business Всемирного банка, Россия по уровню логистики занимает 90-е место из 150 рассмотренных стран, а по развитию железных дорог — 85-е. К этому стоит добавить задержки на российской таможне, которая по скорости оформления занимает вообще 130 место из 150 возможных.

Получается, что скорость падает, а цены растут... Впрочем, Минтранс намерен решить эту проблему и даже разработал программу развития железнодорожной отрасли, в которой указано, что к 2015 году коммерческая скорость поездов в России должна достичь... 13 километров в час. Как ни крути, далековато до показателей Китая, Германии и США. При этом тарифы в России — одни из самых высоких в мире.

Возможно проверка расходов, обвинения в нарушении антимонопольного законодательства, снижение конкурентоспособности и спроса у населения действительно будут способствовать снижению стоимости поездок в поездах дальнего следования. Возможно, когда цены будут снижены, качество оказываемых услуг наконец-то начнёт соответствовать их стоимости.

#