donnews.ru

|

14 ноября 2013

Жителей Ростовской области позвали на борьбу с гипермаркетами

Но победы не пообещали

Президент Коалиции киоскёров России Владлен Максимов призвал представителей донского малого бизнеса объединиться и «объявить войну» крупным сетевым компаниям, занимающимся розничной торговлей в Ростове. Своё заявление Максимов сделал в ходе круглого стола, организованного изданием «Эксперт-Юг».

Оппоненты главного киоскёра страны, в свою очередь, попытались сгладить ситуацию: в экспансии сетевиков нет ничего трагического, а коммерсантам, занимающимся розницей, чтобы выжить, желательно проявлять большую смекалку и разворотливость.

Если судить по цифрам, то глобальное наступление крупноформатных торговых сетей на розничный рынок Дона в Ростовской области имеет место, и малый бизнес постепенно вытесняется из привычного им сегмента торговли. Так, за девять месяцев года оборот сетевых торговых предприятий вырос на 2%, а доля в общем обороте розничной торговли достигла 20%. В то же время малый бизнес в целом дал 4% против обычных 6%. Оборот розничных рынков и вовсе снизился на 12,3%.

Но любопытно, что, несмотря на увеличение оборота сетевиков, жители области по-прежнему больше доверяют малому бизнесу, чем крупноформатной торговле. Но только если речь идёт о покупке сельхозпродукции.

— К сетям очень большие претензии по качеству реализуемой продовольственной продукции, прежде всего овощей и фруктов. Но они выигрывают за счёт комплекса услуг, которые предоставляют покупателям в целом, — отметила в ходе круглого стола заместитель руководителя областного департамента потребрынка Наталья Багрянова.

Зампред областной Торгово-промышленной палаты (ТПП) Светлана Абдулазизова уверена в том, что доля малого бизнеса в розничной торговле будет неуклонно снижаться, но трагедии она в этом не видит.

— Это общемировая практика, и чего-то трагического, на мой взгляд, тут нет. Это не вытеснение в чистом виде, а замещение ниши, которая стала свободна после ухода малого бизнеса. Крупный бизнес сначала заходит в большие города, а затем происходит его постепенное распространение. Это нормальная ситуация, — сказала Абдулазизова.

По словам представителя ТПП, малый бизнес должен быть переориентирован на узкий сегмент розницы, где не присутствует крупноформатная торговля.

— Как один из вариантов, можно начать работать по франшизе. В этом случае очень важна будет помощь государства, которое должно в первую очередь поддерживать предпринимателей, решивших кардинально сменить специализацию. К примеру, торговые объекты можно сделать полноценными объектами общественного питания, а не просто поставить микроволновку и сменить вывеску. Другое направление — бытовые услуги. Это сфера практически незанятая, но очень востребованная населением. Есть много интересных направлений, поэтому говорить о том, что бизнес сокращается и умирает, потому что приходит крупноформатная торговля, на мой взгляд, некорректно, — заявила Светлана Абдулазизова.

С нею согласен президент Коалиции киоскёров России Владлен Максимов. Но лишь отчасти.

— Чтобы решиться на смену деятельности, для бизнесмена в первую очередь необходимо наличие достаточного количества торговых площадей. А с этим как раз большая проблема. Мало того, что предложений по аренде или продаже помещений немного, но и то, что есть, настолько дорого, что большинство бизнесменов, арендовав их, открывают не специализированные магазины, а мини-маркеты, пытаясь впихнуть в «золотые» метры всё что угодно в надежде «отбить» аренду. И поэтому мы с вами видим в торговом зале пачки чипсов и висящие рядом презервативы, — констатировал Максимов.

По данным областного департамента потребрынка, в Ростове на тысячу населения насчитывается всего 639,6 кв. метров действующих торговых площадей, что втрое меньше, чем должно быть для полноценного развития бизнеса.

— По щелчку построить необходимое количество торговых площадей невозможно. Нужны изменения в градостроительном законодательстве: в строящихся домах первые этажи должны быть предназначены для размещения магазинов и предприятий, оказывающих бытовые услуги. Можно ввести принудительную специализацию — выставляя на аукцион помещение, заранее оговаривать, что там будет исключительно рыбный или мясной магазин, — сказал Владлен Максимов.

Есть у президента Коалиции киоскёров России и рецепт, как возродить «пущенные под нож» розничные рынки, не перешедшие, согласно новому законодательству, в капитальные здания.

— Закон этот вредительский и в своё время пролоббирован торговыми сетевыми компаниями через своих представителей в Минторге. Сейчас их оттуда убрали, пришли другие люди, и у нас всех есть реальный шанс достучаться до правительства, выразив свой скепсис по поводу принудительного уничтожения нестационарных рынков. Если хотя бы половина регионов проявит активность в этом вопросе, возможно, правительство задумается и примет правильное решение, — предположил Владлен Максимов.

А до тех пор, пока никто не возмутился, в Ростовской области полным ходом идёт борьба с несанкционированной торговлей для перевода этого вида бизнеса в цивилизованную форму. Наиболее активно эта борьба протекает в Ростове. Во всех восьми районных администрациях разработаны перспективные планы по ликвидации ларьков. В течение будущего года будут ликвидированы ещё почти 200 нестационарных объектов торговли.

Примечательно, что коммерсантам не дают расслабиться не только федеральные депутаты, но и доморощенные законодатели.

— Предыдущий созыв Волгодонской Гордумы постановил запретить размещение торговых павильонов на центральных улицах города. 53 наших предпринимателя изменили специализацию и сохранили свой бизнес до новых законодательных изменений. Теперь они зарегистрированы не как торговые предприятия, а перешли в разряд объектов общественного питания, — рассказал депутат Гордумы и член некоммерческого партнёрства «Союз работников торговли, общественного питания и сферы услуг» Александр Пруцаков.

Правда, злые языки утверждают, что «диверсификация бизнеса» по-волгодонски ограничилась покупкой микроволновок и жарочных шкафов, но это уже детали. Формально закон соблюдён.

Однако что придётся делать владельцу магазина, торгующего спиртным, если в доме, где он расположен, вдруг появится стоматологическая частная поликлиника, Александр Пруцаков не знает.

— Согласно закону, магазины, реализующие в числе прочего и алкогольную продукцию, должны располагаться не ближе 100 метров от объектов социального назначения. Почему наряду со школами и детскими садами в этот список попали стоматологические клиники? — выразил недоумение депутат.

Впрочем, и с этой проблемой пытливые умы представителей малого бизнеса наверняка сумеют справиться. Если до тех пор подобная норма не будет законодательно изменена.

Спонсор новости

Грамотная организация контекстной рекламы. Во многом успешность рекламной компании зависит от анализа конкурентов. Поэтому, сбор ключевых фраз, используемых конкурентами, изучение их тактики поможет существенно повысить результаты.


Алексей Новиков

Поделиться