В Донской столице построят элементы метро

Они станут памятником давней мечте ростовчан

Губернатор Голубев впервые публично выразил сомнение в целесообразности строительства метро в донской столице. Областной глава аргументировал сомнения высокой стоимостью проекта и геологическими особенностями мегаполиса. Губернатор сообщил, что в городе разумнее развивать альтернативные виды транспорта.

— Я сегодня первый раз могу сказать, что сомневаюсь, нужно ли нам метро в том смысле, в котором мы его понимаем, — такое, как в Москве. А вот альтернативное транспортное обеспечение с элементами метро, а значит, заметно более дешёвое, чем строительство подземки,— это другой разговор, — пояснил Голубев.

Напомним, что ранее у губернатора таких сомнений не возникало, он излучал оптимизм и был категоричен: метро нужно, метро будет построено, деньги найдём. При каждом удобном случае он рекламировал ростовский проект. Достаточно вспомнить яркие и отнюдь не дешёвые презентации проекта в столице России. Впрочем, Василий Голубев не сказал окончательного «нет», сообщив, что в первой декаде октября он намерен встретиться с экспертами; тогда и будет принято окончательное решение о судьбе ростовского метрополитена.

Комментируя заявление губернатора, начальник МУ «Управление метро Ростова» Мурат Тлепцеришев выразил уверенность, что метро, несмотря ни на что, будет:

— Когда Василий Юрьевич увидит проект полностью, когда с ним внимательно ознакомится, он наверняка изменит свое мнение. Я думаю, нам удастся убедить губернатора, что надо продолжать работу. Очень хорошо, что он собирается с нами встретиться, значит, у него есть варианты, которые он будет взвешивать. В том, что строительство метрополитена разумно, мы не сомневаемся, — заявил Мурат Адамович.

По словам Тлепцеришева, не сомневаются в этом и в федеральном центре — в Правительстве РФ.

— Летом Путин провёл совещание с заинтересованными организациями и дал поручения подготовить предложения по строительству метро в России до начала второго квартала будущего года. Правительство понимает, что без этого наши города-миллионники не могут, — отметил Мурат Тлепцеришев.

По словам Тлепцеришева, в Ростове уже пройден очень важный этап — получено положительное заключение на обоснование инвестиций проекта; в стадии разработки находится конкурсная документация на проведение конкурса на разработку ПСД. Однако сколько денег из бюджета на это уже потрачено, Мурат Адамович не сообщил, сославшись на российское законодательство.

— Я проводил закрытые аукционы, поэтому не могу озвучить суммы, — пояснил начальник «Управления метро Ростова».

Но если метро всё-таки не будет построено, сможет ли Ростов нормально развиваться, сможет ли принять чемпионат мира по футболу?

— Теоретически ничего страшного не произойдёт, если метрополитен останется лишь проектом, — считает директор представительства «Мечел» в ЮФО, бывший вице-губернатор Ростовской области Сергей Назаров. — Но для того, чтобы город совсем не встал, уже сейчас необходимо активизировать работу по строительству развязок, двухуровневых магистралей, как это давно делается за рубежом. Пока же активного движения в этом направлении не наблюдается.

Что делать и как строить, по словам Сергея Назарова, давно известно, другое дело, что надземное строительство не намного дешевле и не менее хлопотное, чем под землей.

— Основная проблема всё же наличие достаточного количества средств, причём одномоментно, а их, как я понимаю, пока нет. Здесь многое будет зависеть от умения областной власти лоббировать интересы области в Москве, — заключил Сергей Назаров.

На важности строительства эстакад в центре города, куда стекается основной автопоток, делает упор и директор ООО «Творческая архитектурная мастерская "Архстрой"» архитектор Норальд Нерсесьянц.

— Через центр города пробиться очень сложно, потому что лавиной идет движение. Можно будет увеличить автопоток за счёт развязок разных уровней, как это давно делается на Западе. Хороший пример — район Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Там наверху идут машины, а внизу в основном пешеходные переходы и парковки. Важно, насколько быстро в центре появятся многоэтажные парковки, — отметил Норальд Нерсесьянц.

По словам Нерсесьянца, неделю назад он передал в «Управление метро Ростова» технические выкладки по данному вопросу.

Это подтвердил и Мурат Тлепцеришев:

— Если кто-то считает, что мы в своем проекте думаем строить только тоннели и станции, то он ошибается. Все мероприятия, которые бы улучшили ситуацию на дороге, у нас в проекте есть. Мы занимаемся улично-дорожной сетью, подвижным составом, развитием скоростного трамвая, в этот же проект включили строительство канатной дороги, — заверил Тлепцеришев.

Все эти доводы начальник МУ «Управление метро Ростова» попытается донести до губернатора Голубева в ходе их октябрьской встречи.

Полный или частичный отказ областной власти от первоначального проекта метрополитена вполне объясним: впереди грандиозные стройки — Южный хаб, Левобережная зона со стадионом, гостиницы. Потребуется огромная сумма, а где её взять?

И если реализовывать проекты в Грушевском и на Левбердоне предполагается в основном за средства инвесторов, то для метрополитена надо искать бюджетные ассигнования — инвесторы «под землю» не пойдут. Федеральный центр обозначил свои намерения по финансированию, но это пока лишь намерения, не более того.

По словам Василия Голубева, на реализацию проекта метро в его нынешнем виде потребуется около 125 млрд рублей.

Поделиться: