В Ростове создадут Большое и Малое транспортные кольца

И от перспективы строительства метро никто не отказывается

Ольга Красовская, фото donnews.ru

В генплан Ростова будут внесены поправки. Их разработкой занимаются специалисты ООО НПИ «ЭНКО». 18 февраля заместитель гендиректора института, его главный архитектор Ольга Красовская посетила Ростов. Журналисту donnews.ru удалось встретиться с ней, чтобы прояснить вопросы, вызывающие споры и кривотолки.

— Ольга Вячеславовна, зачем вообще нужно вносить изменения в генплан?

— Действующий генплан был принят ещё в 2007 году. C тех пор вступили в силу новые законы, поэтому необходимо привести генплан в соответствие с ними. Кроме того, изменения нужны в связи с развитием и ростом города, а также в связи с предстоящим проведением футбольного чемпионата, строительством южного хаба и закрытием действующего аэропорта.

— В настоящее время жилой фонд города составляет 25,8 млн квадратных метров. Его планируется практически удвоить — до 46,7 млн квадратных метров. На основании чего сделаны эти расчёты?

— В Ростове ежегодно строится около миллиона квадратных метров жилья. Если умножить эту цифру на 20 лет, то вы получите именно такой прирост к 2035 году. Строительные компании утверждают, что они готовы строить и больше. Иметь подготовленные под строительство площадки необходимо, потому что нужно планировать развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, социальных объектов, иначе могут просто возникнуть районы-спальни, где ничего нет, кроме жилых домов.

— Согласно плану, на индивидуальное жилое строительство будет приходиться только 1% от вводимого жилья, а сегодня приходится 58%. В связи с чем соотношение изменится?

— Не совсем так. 2% будет приходиться на индивидуальное жилое строительство, на малоэтажное — 3%, на среднеэтажное — 17% и на многоэтажное — 78%. Это совершенно нормальная структура для миллионного города. Потому что территорий для дальнейшего расползания очень мало. Жёлтый цвет на плане — это индивидуальная застройка. Посмотрите, какие большие территории. При этом там очень маленькая плотность населения, которое нужно обеспечивать водой, электричеством, канализованием. Поэтому, конечно, на новых территориях — в Левенцовке, Декоративных культурах, Суворовском и предполагаемом жилом районе на месте действующего аэропорта — будет плотная многоэтажная застройка.

— Но насколько будет востребовано жильё в этих многоэтажках? Уже сейчас фиксируется падение спроса на квартиры в новостройках на 30-40%.

— Такая тенденция не только в Ростове. Но кризисы у нас цикличны. Мы давно разрабатываем генпланы, и тут главное — не метаться от суперграндиозных планов к очень заниженной планке. Когда мы разрабатывали генеральные планы начала 2000-х годов, ещё были свежи воспоминания о тяжёлом периоде 1990-х годов, особенно кризисе 1998 года, поэтому закладывались депрессивные показатели, очень скромные. Потом они были очень быстро превышены, и города оказались в сложной ситуации, когда объекты обслуживания негде размешать, площадок новых для жилья нет, про створы магистралей мы уже вообще молчим! И в городах мы сплошь и рядом сталкиваемся с ситуацией, когда створы перспективных магистралей оказываются застроенными — жилым домом, супермаркетом, гаражным кооперативом... Поэтому лучше всегда иметь план развития, чтобы у города была перспектива.

Ростов развивается веерно. Для новой застройки предполагаются 92 участка, и это очень хорошо. И потом, у нас же всё-таки рыночная экономика, и если строители почувствуют, что спрос падает, они сами снизят темпы ввода жилья.

— Больная тема для Ростова — это дорожные пробки. Содержатся ли в генплане предложения для решения этой проблемы?

— Это проблема всех городов. Решения есть. Необходимо строительство дополнительных магистралей, развязок, необходимо развивать нормальный общественный транспорт, который действительно ходил бы по расписанию, необходимо развивать современный лёгкий рельсовый транспорт. Это может быть рельсовый экспресс-автобус по выделенной полосе, может быть внутригородская электричка, так как в Ростове развита железнодорожная сеть. Можно наладить работу транспорта как в Берлине, где единая система связывает наземную электричку с метрополитеном.

— А в генплане Ростова по-прежнему заложено метро?

— Метро заложено, и пессимистичного отношения к этому не должно быть. Пускай оно будет не через 10, не через 15 лет, но должна быть предусмотрена такая возможность. И очень важно не застроить места перехватывающих транспортно-пересадочных комплексов, чтобы была возможность, проехав на метро, пересесть на другой общественный транспорт, оставить где-то на периферии машину и в центр ехать уже на общественном транспорте. И это совершенно не утопия, потому что когда город встаёт, то эти схемы невольно начинают реализовываться.

— Где такие узлы будут находиться?

— В районе Главного железнодорожного вокзала. Также надо найти место в районе Александровки, там планируется ещё транспортный узел со строительством двух мостов через русло Дона. Есть идея создать несколько транспортных колец вокруг центра и вокруг города. Большое кольцо: М4 «Дон» — Орбитальная магистраль — западный участок Северного обхода — Левобережная магистраль. Малое кольцо: проспект Сиверса — Нансена — Российская — участок Левобережной магистрали. Кроме того, планируется создать Темерницкий и Кизитериновский диаметры.

Также планируется сложный объект: Театральный проспект соединяется с Фурмановской и проспектом Космонавтов подземным тоннелем под территорией Роствертола.

— Среди претензий к поправкам, вносимым в генплан, было отсутствие новых промзон на территории города. С чем это связано?

— На эту тему идёт постоянная спекуляция. Мы современные люди, в мире производительность труда увеличивается, и занятость на производствах неминуемо уменьшается. Даже независимо от уменьшения самих промзон просто становится меньше работающих. Поэтому должна быть цель занять людей в других сферах жизни — образовании, торговле, обслуживании, науке, социальной сфере. Промзона в Ростове тоже никуда не исчезнет, осталась промзона Каменка, осталась северо-восточная промзона — большая территория, имеющая резервы, северо-западная, юго-западная промзоны. Большая промзона формируется на левом берегу. Заложены индустриальные парки, на въездах в город будут формироваться обслуживающие, транспортно-логистические зоны — это же всё тоже места приложения труда. Почему люди должны только на «Ростсельмаше» работать?

— Правда ли, что планируется застройка в пойме Дона, в районе Кумженки и Мёртвого Донца? Считается, что это подтопляемая зона и она опасна для строительства.

— Насчёт этого все точно могут успокоиться. Чтобы освоить этот район, требуется очень большие капиталовложения. В ближайшие 10-15 лет туда никто не сунется даже. Эта территория и в действующем генплане предполагалась к застройке, причём к более плотной. Не надо нам это приписывать. Кстати, в составе нашего проекта есть вариант, где весь этот участок предлагается сделать зелёной зоной.

— В Ростове не хватает зелёных насаждений. Правда ли, что обновлённый генплан не предусматривает рост их числа?

— Сейчас действительно зелёных насаждений очень мало — 4,2 метра на человека. После реализации предложений генерального плана будет 6,7 метров на человека. Нормативная документация по градостроительству позволяет ещё по пять метров на человека считать из территории лесопарков. Поэтому если бы городские леса были бы переведены в категорию лесопарков, благоустроены и оснащены инфраструктурой для отдыха, то это позволило бы выйти на нормативный уровень 10 квадратных метров на человека. Это уже управленческие решения, а не генплановские. На самом деле зелень есть, просто она не распределена равномерно по районам города.

Городские леса не используются, а пойма, хоть её и пытаются сохранить, также мало приспособлена для рекреативных целей. Необходимо благоустроить береговые, пляжные зоны, необходимо дальнейшее озеленение. Очень большие возможности открываются при благоустройстве Зелёного острова с развитием инфраструктуры для отдыха. Всё должно быть благоустроено для людей. С велосипедными дорожками, с прокатом инвентаря.

— Новый генплан, по мнению некоторых общественных деятелей, лишён так называемого «зелёного каркаса»...

— Вот так называемая схема природно-экологического каркаса. На ней показана существующая система парков, скверов, садов, бульваров — то, что называется озеленением общего пользования. В каждом новом районе предусмотрено также создание такой системы озеленения. Следующий очень важный элемент — это особо охраняемые территории, которые тоже есть в городе. Существует своеобразная зелёная кровеносная система города — это озеленённые парковые зоны вдоль долин рек. Их нужно чистить, приводить в порядок, благоустраивать, создавать также систему пешеходных, велосипедных дорожек. По плану все городские магистрали при их нормативном правильном озеленении тоже становятся элементами зелёного каркаса. Самый большой элемент — это долина Дона вместе с долиной Мёртвого Донца с системой рекреационных территорий. И даже если здесь когда-нибудь появится жилой район, никто не умаляет значениях этих рекреационных территорий в районе Кумженки. Сейчас они существуют в диком виде, а должны приобрести благоустроенный, цивилизованный вид.

— И ещё одна важная для Ростова проблема — мусор. Действующего полигона хватит до 2017 года. Планируется ли выделение места под новый полигон?

— Через дорогу от действующего полигона есть резервный участок. Создавать новый полигон не планируется — по плану все отходы должны быть сосредоточены в этом месте. Необходимо рекультивировать все несанкционированные свалки. Например, очень неприятное место возле Каменки, старая свалка, которая якобы закрыта, но на самом деле втихаря эксплуатируется. При этом все стоки попадают в Темерник, а потом в Дон.

— Также высказывались замечания к отсутствию в генплане зон охраны объектов культурного наследия. Определены ли они на самом деле?

— В действующем генеральном плане разработан отдельный том, который называется «Зоны охраны объектов культурного наследия». И никто этот раздел не отменял, он является действующим. Мы дополнили этот материал, обновив перечень памятников. Кроме того, каждый объект культурного наследия привязан на своё место в геоинформационной системе со своей базой данных: какого он значения — местного, регионального или федерального, как называется, какой у него регистрационный номер.{{voter}}

Все ранее действующие ограничения сохраняются. Но тут, как говорится, и есть хочется, и худеть хочется. Хотят сохранить объекты культурного наследия, но при этом впихнуть в исторический центр новые многоэтажки. Нужно же как-то определяться с позицией. Мы либо сохраняем старинные здания, либо говорим, что у нас на историю нет денег, и всё застраиваем высотками.

Поделиться: