В Ростовской области спайсами и солями стали чаще травиться мужчины от 20 до 30 лет

С буйными наркоманами медикам приходится иметь дело каждый день

Хугас Поркшеян, фото donnews.ru

С начала года более 400 жителей Ростовской области официально отравились наркотическими или галлюциногенными веществами. Пятерых из них спасти не удалось. Кто эти люди и каковы последствия их отравлений, donnews.ru решил узнать у заведующего Центром острых отравлений БСПМ Хугаса Поркшеяна.

— Хугас Семёнович, врачи по всей стране говорят, что на смену героину и кодеину пришли соли и спайсы. В Ростовской области вы прослеживаете эту тенденцию?

— На первый план последние года два выходят случаи отравления солями и спайсами — они составляют уже около 20-25%. Отравившихся алкоголем, наоборот, стало меньше — около 30-35%. Если раньше молодёжь могла выпить, отравиться, мы помогали оклематься, родители надавали по заднице, и ребята пошли дальше учиться, то со спайсами ситуация намного серьёзнее. Эти наркотики резко и быстро воздействуют на мозги и характер. Нормальным человеком потом остаться очень сложно. После приёма спайсов и солей серьёзно меняется эмоциональный фон, человек становится эгоистичным. Для него, как для любого наркомана, поиск следующей дозы допинга становится главной целью в жизни. Кроме того, человек становится неадекватным, не ориентируется, он всех ругает, матерится и буянит.

— Часто таких буйных вам привозят?

— Практически каждый день. Только вот угомонился один, накурился соли или спайса, его поймали на улице и привезли к нам. Такой вой стоял на всё отделение! Орал благим матом, пытался сжечь на себе одежду. Пять сотрудников навалились на него, кое-как привязали, сделали укольчик, чтобы успокоился и можно было начать оказывать медицинскую помощь. Обычные больные просто в шоке от этого. Если алкоголики после лечения вставали и говорили: «Извините, что так получилось», то у этих (обкурившихся — Прим. авт.) зачастую беда с головой. Бывает, что обложат матом, ударят сотрудницу и убегают.

— Мужчины чаще употребляют наркотики?

— Женщины составляют лишь около 20% от всех отравившихся. К нам начинают поступают с 15 лет. Средний возраст обкурившегося или нанюхавшегося наркотиками — 20-30 лет, бывает что 40-45 лет. Старше этого, как правило, нет. В течение последних трёх лет доля больных от 15 до 19 лет — держится на одном уровне — 7,5%. В этом категории особой динамики я не отмечаю. А вот больных в возрасте 20-30 лет становится всё больше, этот показатель достиг уже 25%.

— Кто употребляет спайсы и соли — бедная молодёжь или состоятельные взрослые?

— К нам попадают люди очень разного социального положения. Бомжам обычно хватает алкоголя и корвалола, они выпьют и им этого вполне достаточно.

Бывает, что от жиру бесятся 30-летние мужики, им алкоголя не хватает, нужно какое-то новое удовольствие, и они решают покурить спайса или соль. Покурят, а потом такое выдают, что родственники на ушах стоят. Бывает, что хочет кто-то из старых наркоманов побалдеть, но не может найти героин. Попадают к нам и ВИЧ-инфицированные, и молодёжь, которая учится. Также частенько бывают приезжие с Кавказа, которым там не дают разгуляться, а тут они почему-то получают волю. Но в целом около половины тех, кто употребляет спайсы и соли — это социально неадаптированные люди.

— По всей стране нередки случаи, когда человек покурил спайс несколько раз и умер. Почему?

— Кто-то захлёбывается рвотными массами, у кого-то начинаются судороги, гипоксия. И человек задыхается так, как будто его подушкой накрыли. Ситуация становится необратимой.

Зачастую тех, кто отправился спайсами, не привозят вовремя на скорую.

Например, месяца два назад у нас был тяжёлый больной. Молодой парень отлежал где-то сутки в неудобном положении. У него упало давление, нарушилось кровоснабжение всех органов и систем, в том числе мозга и сердца, развилась острая почечная недостаточность. Одно за другим. В итоге врачи ничего не могли сделать, он умер.

— Как часто наркоманов отправляете в психиатрическую больницу?

— Всё зависит от предрасположенности. У некоторых больных развитие психических заболеваний провоцируется уже после нескольких случаев употребления. У человека, который мог жить до ста лет и не знать, что мог бы быть психбольным, после 3-5 приёмом соли или спайса появляются страхи, бред, навязчивые идеи. В этом году человек пять я перевёл в психстационар. Чем это закончится, пока ещё сложно сказать. Надеюсь, что они реабилитируются достаточно быстро. Но зависимость от наркотиков может всё равно остаться.

— Может ли предрасположенность к токсикомании иметь генетическую связь?

— Генетическая предрасположенность к развитию зависимости — алкогольной или наркотической — уже доказана. Но если у человека нормальная семья, он развивается согласно определённым моральным ценностям, имеет правильную социальную адаптацию, он понятия может не иметь, что он мог быть наркоманом. Поэтому больше всего ситуация зависит от того, как ребёнок вырос и как он развивается. Потому что предрасположенность предрасположенностью, а если его воспитали правильно...

— Другими словами, в борьбе с наркоманией поможет правильное развитие и воспитание детей?

— Сегодня нет государственной идеологии, направленной на развитие здорового образа жизни: дети ничем не заняты, у них нет мотивации для занятий искусством, музыкой или спортом. Есть спортсмены, музыканты, но их очень мало. И часто родители плотно детьми не занимаются: у некоторых семей больше внимания уделяется благосостоянию, поэтому и родители занимаются зарабатыванием денег.

Школа может какое-то участие принять в этом, но без родительского участия никакая школа не вырастит достойного гражданина. Мы гордимся, то у нас есть «Артек», «Орлёнок», но только в области таких лагерей должно быть несколько. Все должны быть при деле, а получается, после школы детям деваться некуда, мама-папа работают, а дворовые учителя всегда под рукой. Авторитетов нет, ни в голове, нигде. {{voter}}

Именно это пробел в воспитании и приводит к развитию наркомании. Но если в 80-х годах был героин, потом кодеин и дезоморфин, которые убивали тело, то это дешёвое сырье (спайсы и соли. — Прим. авт.) из Китая убивает мозги.

Поделиться: