Вице-президент Союза архитекторов России: генплан Ростова не решает транспортных проблем

Начались общественные слушания документа

фото предоставлено медиацентром «МедиаС»

В среду, 16 сентября, представители ростовского отделения общественной организации «Союз архитекторов России» обнародовали результаты экспертизы нового генерального плана Ростова. Документ был разработан петербургским научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО».

По мнению вице-президента и члена президиума Союза архитекторов России Юрия Трухачёва, юридически генеральный план соответствует градостроительному кодексу РФ, но имеет ряд принципиально неверных положений о перспективах развития некоторых городских территорий. К примеру, проект «не содержит сколько-нибудь значимых и содержательных предложений в области городского общественного транспорта».

— Транспортные разделы генплана не раскрывают проблем и решений внутри самого Ростова: намечены только коридоры магистралей, без решения отдельных узлов и анализа вариантов трассировки. «Пробочных» мест в Ростове очень много, но узкие места в генплане не обозначены и не даны решения проблемы узлов, проблемы парковки, — сказал Юрий Трухачёв.

По словам представителей союза, в тексте генплана не раскрыто понятие «рельсовый электроавтобус», присутствующее на карте транспортной инфраструктуры, а вопросы хранения и обслуживания грузового, специального, коммунального автотранспорта даже не упомянуты. Более того, отсутствует обоснование и указание на необходимость строительства новых депо и гаражей для общественного транспорта в городе, равно как необходимость выделения для этого территорий. В проекте генплана нет предложений по организации системы временного хранения автотранспорта в центральной части города, в том числе по формированию районов ограничения парковки и введения платной парковки.

Юрий Трухачёв выступил также против размещения ядра агломерации Ростова (административно-делового центра города) на левом берегу Дона, недалеко от гребного канала.

— В пойме никто не строит и никогда не строил. Пойма заливается, нужно построить подходы и подъезды к этой территории и на 3,5 метра нужно намыть эту территорию, — подчеркнул Юрий Трухачёв.

По его мнению, такой центр мог бы разместиться в северной части Ростова, к примеру в Суворовском микрорайоне. Но здесь также нужно решить транспортные вопросы.

Вместе с коллегами Трухачёв не поддерживает также появление многоэтажной жилой застройки в пойме Дона на участке от Ростова до Батайска.

Ещё в начале августа главный архитектор Ростова Юрий Дворников заверил журналистов, что строительство домов на этом участке безопасно. Он заявил, что весь город находится в пойме, а опасность паводков была учтена ещё в самом начале освоения левобережной зоны, и на этой территории есть специальные паводковые мосты, которые позволят избежать затопления.

Представители Союза архитекторов России подвергли критике и вынос мелких и средних промышленных предприятий за пределами города.

— Во всём мире пришли к обратному: чтобы не было транспортных потоков, промышленные предприятия, конечно кроме металлургических и химических, размещены в черте города. Есть масса предприятий, которые спокойно могли бы размещаться в центре города. К примеру, вертолётный завод. При выносе его за пределы Ростова создаются дополнительные транспортные проблемы: тысячи людей утром будет приезжать, а вечером уезжать. Препятствием для развития транспортно-планировочного каркаса является обширное лётное поле, а не относительно компактная территория, на которой сегодня располагаются цеха предприятия. Именно поле и необходимо застраивать с прокладкой магистралей, как в продолжение Театрального проспекта, так и улицы Нариманова. А лётную станцию могли бы перевести в Батайск, — пояснил Юрий Трухачёв.

В генеральном плане, по словам архитекторов, не дано и расчёта численности населения Ростова и обоснования того, как именно планируется увеличить существующий жилищный фонд города. Он составляет 25,8 миллиона квадратных метров. Согласно генплану, он должен увеличиться до 46,7 млн квадратных метров, а метраж жилья, приходящийся на одного ростовчанина, должен вырасти до 34,3 квадратных метров.

— Это средняя температура по больнице вместе с моргом! За 20 лет предполагается увеличить жилой фонд города в 1,8 раза, то есть фактически построить ещё один Ростов. Новый жилой фонд должен быть размещён на 72 площадках. Если зрительно представить весь их объём, это семь Северных жилых массивов! Два с половиной века город строился, а за двадцать лет мы должны построить ещё один Ростов. Это реальные цифры? — недоумевал Юрий Трухачёв.

Проектом предлагается следующая структура жилищного строительства: индивидуальные жилые дома — 1%, малоэтажные жилые дома — 4%, среднеэтажные жилые дома — 30% и многоэтажные жилые дома — 65%. Между тем сейчас индивидуальные застройщики обеспечивают 58% ввода жилого фонда. Каким образом должна сократиться их доля и вырасти доля жилья, создаваемого подрядчиками, Трухачёв не понимает.

Кроме того, среди 72 новых площадок в генплане предполагается район застройки пойменных территорий в районе Мёртвого Донца и Кумженской рощи.

— Здесь находится зона нереста рыбы. В своё время казаки обматывали колеса тряпками, чтобы не мешать рыбе, а теперь тут строить собираются! — возмутился Трухачёв.

Отдельная тема в генплане — это Театральный спуск. Согласно проекту, на этой территории должны быть снесены жилые дома и создана рекреационная зона. Сейчас там построено три многоэтажных дома справа от стелы и один слева. Трухачёв, наоборот, предложил построить на спуске ещё две многоэтажки и таким образом получить завершённый архитектурный ансамбль, выходящий на левый берег Дона.

Со многими возражениями Трухачёва согласился и член НТС «Эколого-технологическая независимая академия» Александр Водяник. По его словам, раздел о развитии так называемого градо-экологического каркаса исчез из генплана.

— Фишка Ростова — это пышные красивые мощные кроны деревьев над крышами домов. Я вынужден сказать, что Одесса сейчас в этом плане выглядит лучше, чем Ростов. Я верю, что через двадцать лет на каждого жителя будет по 34 квадратных метра, но тогда дышать будет просто нечем, — подытожил Александр Водяник.

Общественные слушания нового генплана для профессионального сообщества начались во вторник, 15 сентября. Планируется, что на днях начнутся и общественные слушания для всех горожан. Информацию о результатах слушаний пообещали представить уже на следующей неделе. {{voter}}

Напомним, что первый генплан Ростова был разработан ещё в 1971 году и просуществовал, не изменяясь, до 2007 года. В 2007 году был утверждён новый план, рассчитанный до 2025 года. Однако в прошлом году городские власти опять объявили конкурс на разработку генплана, который выиграла петербургская организация.

Поделиться: