Власти Ростова, судя по всему, решили оставить город без автосалонов

Под снос может пойти уже четвёртый по счёту объект

Автосалон Lada на Таганрогской, фото donnews.ru

Судя по всему, в Ростове для автосалонов настали чёрные времена. Объекты, которые возводились у всех на виду, много лет работали и платили налоги, вдруг стали незаконными. Каждый случай индивидуален, но все вместе они уже говорят о какой-то тенденции.

Меньше всех пока пострадал автосалон Jaguar и Land Rover на Текучёва. Суд по этому делу завершился совсем недавно не в пользу владельцев. Автосалоном владеет компания «Ростмастер-Л», которая, по сути, является частью холдинга «ААА моторс». В апреле прошлого года здание на Текучёва, 350а, претерпело реконструкцию. Речь шла об изменении конструкции фасада здания, из-за чего общая площадь объекта немного выросла.

При этом, говорится в материалах суда, за разрешением на проведение работ собственник обратился в департамент архитектуры Ростова лишь в декабре. Чиновники, проведя проверку и выяснив, что реконструкция идёт и без их разрешения, выдавать документы отказались. Тем не менее, реконструкция была завершена.

В апреле уже 2019 года компания «Ростмастер-Л» обратилась в суд, требуя от администрации Ростова признать право собственности на реконструированный салон. Однако власти подали встречный иск с требованием признать здание самовольной постройкой и обязать собственника за год привести его в первоначальное состояние. В итоге в первом требовании администрации суд отказал, а со вторым согласился. Иск «Ростмастер-Л» при этом не удовлетворён полностью. Однако на этом решении судебный спор вряд ли завершится.

Больше всех пострадал автосалон Lada на Таганрогской, 211. Он был возведён ещё в 2007 году компанией «Авто-Ревю», принадлежащей предпринимателям Александру Пяткову и Маркару Хаймахяну. Росреестр зарегистрировал их право собственности на автосалон, и всё было нормально вплоть до 2018 года, когда департамент архитектуры Ростова потребовал снести здание. Якобы оно было построено без разрешения.

Суд требование удовлетворил, последовали апелляции, дело дошло до жалобы в Верховный суд, но все инстанции встали на сторону властей Ростова. В августе 2019 года по делу было возбуждено исполнительное производство, однако в итоге предприниматели согласились добровольно исполнить решение суда о сносе, попросив лишь отсрочку.

«Представитель заявителей указал, что при подготовке к добровольному исполнению судебного акта выявлен риск причинения ущерба рядом стоящим объектам, представил заключение специалиста, заявил о необходимости разработки проекта сноса здания, привлечения специализированной организации», — говорится в материалах суда.

В итоге снос автосалона Lada отложили до конца апреля 2020 года. При этом департамент архитектуры Ростова почему-то настаивает на срочности и уже подал апелляционную жалобу на это решение суда.

От проблем не защищены даже те автосалоны, которые имеют самое непосредственное отношение к власти. Речь идёт о компании «Юг-Моторс» (официальный дилер Kia) депутата гордумы Ростова, единоросса Вячеслава Камышного. А именно — об объектах недвижимости по адресу 1-й Машиностроительный, 1, где расположены два здания автосалонов площадью 3,45 тысячи и 1,35 тысячи квадратных метров соответственно и здание автомалярного цеха.

Департамент имущественно-земельных отношений Ростова (ДИЗО) добивался сноса автосалонов с 2012 года. Требование мотивировано тем, что фирма возвела эти здания, не получив разрешения на строительство.

В 2014 году суд отказал ДИЗО в сносе объектов, признав их временными сооружениями, а не недвижимостью, «поскольку у них нет прочной связи с землёй в виде фундамента».

После этого «Юг-Моторс» подал к ДИЗО встречный иск с требованием о признании права собственности на здания автосалонов и автомалярного цеха. Однако арбитражный суд в этом отказал и, напротив, удовлетворил требование ДИЗО о сносе этих объектов. Это произошло в августе 2019 года. Суд принял во внимание, что они находятся на земельном участке, который был предоставлен городом в аренду в 1996 году для размещения производственной базы, а спорная недвижимость к ней не относится. «Юг-Моторс» должен был обратиться в ДИЗО за разрешением изменить целевое назначение земли на «для целей строительства зданий автосалонов и автомалярного цеха», но не сделал этого. Соответственно, возведённые в 2011 году объекты являются самовольной постройкой, решил суд.

Сейчас «Юг-моторс» пытается оспорить это решение в апелляционной инстанции.

Наконец, как стало известно donnews.ru, администрация Ростова намерена добиться и сноса автосалона «Гамма» на Шолохова, 231, являющегося официальном дилером марки Jeep. Согласно данным системы СПАРК-Интерфакс, здание принадлежит компании «Рента кар», которым владеет Владимир Соколов. На него оформлено ещё больше 10 юридических лиц, так или иначе связанных с автомобильным бизнесом.

Подробностей этого дела пока нет, иск в суд не подан. Donnews.ru обратился за комментарием в компанию, там обещали передать вопросы руководству, однако никто так и не перезвонил.

О том, что проблемы с автосалонами в Ростове становится «нездоровой тенденцией», говорит и уполномоченный по защите прав бизнесменов в Ростовской области Олег Дереза.

— Когда проблемы не у одного объекта, а сразу у нескольких, это означает, что у нас что-то не в порядке либо с выдачей разрешительной строительной документации, либо с переводом земли из одной категории в другую, — говорит он.

По словам Дерезы, страдают не только автосалоны. Так, сейчас ростовчане якобы испытывают большие сложности при переводе жилых строений в нежилые. Например, построил человек двухэтажный дом и на втором этаже решил жить с семьёй, а на первом открыть какой-то бизнес, например магазин.

— Это такой малый, даже микробизнес, который есть во всём мире. И это абсолютно нормально. Тем не менее, в Ростове организовать нечто подобное сейчас очень проблематично. В скором времени хотим выйти с этой проблемой на администрацию Ростова, — пояснил уполномоченный.

Если вернуться к автосалонам, то, продолжает Дереза, никто не говорит, что их владельцы абсолютно ни в чём не виноваты.

— Бизнес ошибается, это тоже нормально. Но до подачи исков можно же хотя бы попробовать найти решение, взаимопонимание, раз уж чиновники на каждом углу говорят о поддержке бизнеса. Пока же, прикрываясь решениями суда, чиновники губят любой инвестиционный климат. Если строительство было незаконным, то почему оно вообще произошло? Если объект незаконный, то он должен быть сразу незаконным и не строиться, а если законный, то он должен быть и через 100 лет законным. В противном случае надо искать варианты для узаконивания, — считает Олег Дереза.

Интересно, что на открытии одного из автосалонов, который сейчас власти хотят снести, присутствовали в том числе и крупные городские и региональные чиновники. Пили шампанское, резали ленточки. Естественно, что сейчас никто из них вмешиваться в судьбу автосалона не спешит.

Происходящее с автосалонами в Ростове опасно не тем, что за новыми машинами, возможно, скоро придётся ехать в Краснодарский край. Речь о том, что власти очередной раз показывают чёткую разницу между тем, что говорится и что делается. В данном случае в отношении бизнеса. Да и сама проблема со строительством без разрешений не уникальна. Достаточно вспомнить про десятки, если не сотни ростовских самозастроев, с которыми каждая администрация Ростова на словах борется уже много лет, а меньше их не становится. И совершенно без вопросов со стороны чиновников в городе застраивались парки, скверы, берега Темерника и так далее.

В итоге о законе в Ростове вспоминают лишь тогда, когда это кому-то нужно. А потом власти недоумевают, почему бизнес не хочет браться за долгосрочные проекты и отказывается от любых предложений по концессии. Однако винить кого-то кроме себя в отсутствии взаимного доверия с бизнесом чиновникам некого.

Сергей Деркачёв

Поделиться: