Особенности национального восприятия реальности
Власть наши люди не любят. Никакую! Не потому что по натуре своей анархисты, но в тяжёлое, нервное, несправедливое к большинству сограждан время кого-то надо назначить ответственным за все неурядицы. И обычно под рукой оказываются наиболее удобные для этого персонажи — президент родной страны и мэр родного города. Президента, что называется, трогать пока не будем. Обратимся вопрошающим взором к картинам местным, доморощенным.
Сколько себя помню, Новочеркасск, по мнению горожан, — грязный, тёмный, с плохими дорогами и тротуарами, с вырубленными повсеместно деревьями (особенно в роще «Красная весна»), нехваткой мест в детских садах, разрушающимися школами… Причём изменить восприятие горожанами родных пенатов абсолютно невозможно. Стала свидетелем того, как после экскурсии по городу приезжий делился впечатлениями с кучкой местных жителей: «Какой у вас город чистый, красивый, ухоженный, зелени много…» На что приветливые горожане отвечали хором: «Да что вы! Город ужасно грязный, освещения нет, мусора горы! А дороги! Вы ездили по нашим дорогам? Зелени не осталось совсем, рощи вырубают!» Турист, посмевший восхититься Новочеркасском, медленно съёживался и угасал под натиском возмущённых горожан. Один из собеседников в порыве чувств смачно плюнул под ноги, туша не долетевшую до урны сигарету. «Грязный» город одиноко стоял на холме, окружённый народной любовью.
Особенности национального восприятия власти
Каждого действующего городского главу граждане непременно ругают, в выражениях совершенно не стесняясь (раз сами выбрали, то имеем, дескать, полное право крепким словцом послать… выполнять свои мэрские обязанности). Но стоит в результате тех же выборов сменить одного градоначальника на другого, как прежний оказывается лучше последующего: при прежнем и улицы чище мели, и дороги лучше ремонтировали, и памятники были художественнее…
Другой особенностью отношения к власти, на мой взгляд, является полное неприятие людей пришлых, не новочеркасцев, поскольку они, как считается, город не любят, не знают, и за что ни возьмутся, всё у них получается городу на погибель. Как писал поэт, «не мог ценить он нашей славы…» И никакие аргументы здесь не работают. И то, что пришлый не связан с местной элитой, не ангажирован никакими группировками, не преследует ничьи корпоративные интересы. И то, что иной чужой для города оборачивается роднее своего, ведь, что ни говори, а при чужаке Волкове город преобразился. Да и сейчас пришлый мэр дороги делает, детские сады строит, праздники старается проводить широко и качественно, поднимая престиж чужого ему города. А что же свои?
Свои всегда начеку, богатеют думою, замышляют интриги, лелеют планы, решают дела. То, как порой развёртываются в Новочеркасске события, порой ввергает в ужас. Ведь не всем же на город наплевать, лишь бы с мэром воевать!
Весь мир… разрушим до основанья…
Есть, на мой взгляд, два типичных примера, как в Новочеркасске могут развиваться события. Примеры эти – крайности, но каждый волен прибавить к ним аналогичные. Уверена, их есть с избытком.
Пример первый: на выборах 2010 года город довольно неожиданно избирает мэром не доблестного генерала с огромным опытом хозяйственной работы, за 10 лет преобразившего город, а кабинетного учёного и преподавателя, который ничем никогда не руководил. Решать городские проблемы при новой власти стало много сложней. Управляющие компании сначала робко, а потом совершенно свободно перестали платить коммунальщикам, при этом исправно собирая с простых граждан платежи за воду, газ и электричество. По центральным улицам города летал мусор, зимой стоял в пробках не только мост через Тузлов, но и широкие проспекты и улицы, которые не очищались от снега. Плохое быстро забывается, но позвольте напомнить, что городское хозяйство стремительно разваливалось в течение двух лет. Для восстановления утраченных городом позиций нынешнему главе пришлось принять непопулярное решение о взятии займа, который до сих пор погашается, причём вину за появившийся долг возлагают на него, а не на администрацию, оставившую город с бюджетом, стремящимся к нулю.
Другой случай, более частный, но не менее грустный. Было у нас в городе прекрасное радио «Серебряный дождь» (МУП «Донская столица»), немножко диссидентское, вольнодумное, но очень качественное и приятное, профессиональное. Работал там небольшой коллектив, который благодаря тому, что радио горожанам нравилось, имел постоянный приток рекламы и содержал себя сам, что для СМИ нетипично (в провинции они чаще всего дотационные). Жило радио — не тужило, пока не решили его преобразовать: добавить к нему телевидение, поменять основного вещателя на «Авторадио». И в довершении ко всему пожелали уволить успешно справляющегося со своими обязанностями директора вышеупомянутого МУПа. Директор, увидел, как дело, которое он долго выстраивал, холил и лелеял, при таком подходе разваливается, умер от сердечного приступа. А радио, объединившись с телевидением, рухнуло под тяжестью этого дорогого удовольствия. В результате в городе сейчас, по сути, нет ни радио, ни телевидения. То, что сейчас без штата, вещания и рекламы существует, перебиваясь с хлеба на воду, ни радио, ни телевидением в полном смысле назвать нельзя.
Второй случай произошёл уже при нынешнем мэре, но не он был его инициатором, поскольку к тому момент руководил городом всего ничего, полагаясь на решения административной команды, подобранной из местных, так сказать, патриотов.
Нам такое и с деньгами не нать…
С того самого момента, как Киргинцев заступил на пост мэра, различные слухи о нём бродят подобно бражке. Дескать, отсиживается он в Новочеркасске, чтобы избежать судебного преследования. Выходит по всему, что спрятался на холме, ведь из казачьей столицы выдачи нет! А есть и другая версия: говорят, пристрастен он к пагубному недугу, распространённому в России, за что и сослан из Ростова, ведь земля новочеркасская закодирована! А вы не смейтесь, как есть говорю! Есть слухи и повеселей: дожидается Владимир Витальевич нового выгодного назначения — то ли мэром Ростова станет, то ли управляющим нового аэропорта «Платов».
Сам Киргинцев ничего такого про себя не знает. Судебным преследованиям не подвергался, на место мэра главного города области не замахивался, о южном хабе не мечтал. А насчёт пагубных пристрастий… Этот слух самый стойкий и мерзкий, как соответствующий ему запах. Придуманный, чтобы подсмеиваться и презирать, ведь унижение – лучший способ уничтожения.
Нынешний мэр умеет привлекать и аккумулировать средства. Столько, сколько сейчас строится и ремонтируется дорог и социальных объектов, не было даже при Волкове в «тучные» докризисные годы. В построенные в роще детские сады можно водить экскурсии — это современные, столичного уровня заведения, приятно контрастирующие с тем, что мы имели раньше. Планы развития микрорайона «Восточный» и первые шаги в этом направлении говорят о стратегическом, масштабном подходе к решению городских проблем, ведь в единую схему уложены различные составляющие, которые в сумме дают толчок городскому развитию, причём сразу в нескольких направлениях — к центру города и в другие микрорайоны.
Кроме мечтательных, но вполне реальных и осуществимых проектов есть у Киргинцева множество полезных черт. Он умеет выслушать, никогда не откажет в решении проблемы, даже если дело почти безнадёжное. Он вежлив и деликатен, в том числе и со своими подчинёнными. Как говорят о таких в народе — тёплый человек. Одновременно требователен, но без фанатизма и нагнетания страха. И ещё: Киргинцев любит порядок, хочет, например, чтобы всё муниципальное имущество и земля были учтены и работали на благо города. А вот это как раз для многих нежелательно, поскольку законность использования ими муниципальных объектов весьма сомнительна. И лучше бы, чтобы Киргинцев в это не влезал, даже в поисках дополнительных доходов для городской казны. А он влезает, чужак!
Словом, при всех своих достоинствах — человечности, коммуникабельности, профессионализме, умении привлекать средства и наполнять городской бюджет даже в условиях кризиса, такой мэр нам НЕ НУЖЕН! А нужен другой – СВОЙ! Поэтому, несмотря на то что Владимир Витальевич не хуже предыдущих градоначальников, а по некоторым показателям даже лучше, он ко двору не пришёлся и… должен уйти.
Когда уйдёт Киргинцев…
Здесь есть несколько версий. Ходят слухи, что время «икс» настанет после сентябрьских выборов. Некоторые, особо трезвомыслящие, всё-таки считают, что градоначальник продержится до конца положенного срока, то есть до декабря 2017 года, а дальше Новочеркасск получит СВОЕГО мэра. Он всех устроит. Поделит территорию на зоны влияния местных авторитетов и дельцов. Распределит скудный городской бюджет по обычным его направлениям — здравоохранение, образование, культура. И заживём!
Нет пророков в своём отечестве! Руководить городом – это работа. Это — беспристрастность и способность соблюсти баланс, определённая отстранённость от дрязг и интриг, иначе увязнешь и ничем руководить не сможешь. Это, в конце концов, возможность не ассоциировать себя с городом, не укореняться в нём, не держаться за место, а просто делать свою работу по мере сил и возможностей.