12,58₽
99,02₽
90,89₽

«Главное театральное событие года»: где благотворительность?

В прошлую субботу на сцене театра имени Горького состоялся благотворительный спектакль по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», абсолютное большинство участников которого до этого не имели никакого отношения к театру. Я не видел вживую эту широко обсуждаемую в соцсетях постановку, поэтому её художественные достоинства (или недостатки) обсуждать не буду. Остановлюсь лишь на социальной, точнее, благотворительной составляющей этого проекта. Тем более, что сегодня #GivingTuesday (#ВторникДобра) — Международный день взаимопомощи. И «Фейсбук» с самого утра предлагает нам объединиться, чтобы поддержать нуждающихся или пожертвовать деньги на важные для нас благотворительные акции.

Итак, во-первых, цель благотворительного спектакля (как и любого другого благотворительного мероприятия) должна быть на первом месте и на первом плане самыми большими буквами. И не один раз, например, в самом начале, а при каждом упоминании. А иначе получается, что все знают про спектакль и только немногие — про библиотеку, ради спасения которой он ставится. Причём даже эти немногие думают, что речь о Донской государственной публичной библиотеке, и только организаторы — что на самом деле это библиотека им. Пушкина на площади Свободы. Зато на первый план вышел лозунг про «главное театральное событие года».

Во-вторых, для благотворительного спектакля выбор пьесы — дело даже не второстепенное. Это может быть хоть «Колобок», хоть «Носороги» Ионеско. Главное, чтобы накладные расходы на сам спектакль были минимальны. А с этой точки зрения выбор «костюмированной» инсценировки «Мастера и Маргариты» был не самым удачным.

В-третьих, цена приглашений для «своих» должна быть существенно больше цены билетов для «посторонних» зрителей. И уж точно никаких бесплатных пригласительных, поскольку это противоречит самой идее подобных благотворительных мероприятий.

В-четвёртых, сумма, собранная с помощью этих приглашений/билетов, должна быть оглашена перед началом спектакля. Ведь пришедшие зрители вправе знать, насколько успешным в благотворительном (т. е. самом главном, если не единственном) смысле оказался спектакль, который они увидят. А в нашем случае она до сих пор публично не названа.

В-пятых, после таких мероприятий обычно проводят дополнительных сбор средств среди восторженных зрителей. В том числе и с помощью аукциона, на котором распродаются те или иные детали спектакля, например трость Воланда или брошь Маргариты. Правда, для этого зрелище не должно быть слишком длинным, ведь через четыре часа (а именно столько длился спектакль) мало у кого останутся силы на продолжение. Впрочем, в нашем случае такого продолжения не было вовсе.

Но это советы не актёрам (как говорят, некоторые из них действительно были хороши), а тем, кто планировал и организовал этот спектакль как благотворительное мероприятие. Кстати, хотелось бы узнать, кто эти люди. Тем более что на поклоны они, судя по фотографиям со спектакля, не выходили.

P.S. Мне тут посоветовали пошутить на тему, что, дескать, устроители собрали столько денег, что третий день их считают и никак досчитать не могут. Но я решил этого не делать.

P.P.S. А ещё мне посоветовали похвалить организаторов этого благотворительного проекта хоть за что-нибудь. И вот этому совету я решил последовать. Коллеги, ваш слоган «Рукописи не горят, но тонут!» был прекрасен. Жаль, что он остался в тени.