В Государственной думе последних двух созывов лоббистские возможности ростовской группы депутатов были сильны как никогда. В неё входили председатели и заместители основных думских комитетов, заместители руководителей фракций и просто опытные депутаты со своими связями, контактами и ресурсами. В будущей Госдуме всё будет, к сожалению, по-другому.
Во-первых, в выборах не будут участвовать единороссы Ольга Борзова (два срока руководившая комитетом по здравоохранению и входившая в руководство фракции «Единой России») и Зоя Степанова (заместитель руководителя комитета по культуре). А справедливоросс Михаил Емельянов и коммунист Николай Коломейцев, даже если и переизберутся в парламент (неважно, по партийным спискам или по одномандатным округам) и по-прежнему останутся заместителями руководителей соответствующих фракций, обладают усечёнными лоббистскими возможностями из-за своей оппозиционности.
Во-вторых, два основных федеральных лоббиста, Владимир Плигин (председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству) и Евгений Москвичёв (председатель комитета по транспорту) хоть и подавали заявления на участие в праймериз «Единой России» в Ростовской области, но в дальнейшем были переведены на «усиление партийных списков» в Санкт-Петербург и Волгоградскую область соответственно. А значит, в строю остаётся лишь нынешний заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин. И хотя лоббизм в нашей стране по-прежнему остается непубличной сферой, известно, что во многом благодаря именно им область в жёсткой конкуренции с Краснодарским краем завоевала право провести игры чемпионата мира по футболу и построить новый международный аэропорт. Я уже не говорю о таких «мелочах», как новый Ворошиловский мост или реконструкция стадиона «Локомотив».
Адекватной замены им среди нынешних участников праймериз я не вижу. Никто из них (даже председатель областного Законодательного собрания Виктор Дерябкин, при всём моём уважении к нему) не обладают ни соответствующим статусом, ни опытом, ни связями на федеральном уровне.
Получается, что теперь вся надежда — на съезд «Единой России», который может добавить в региональный партсписок одного-двух кандидатов-тяжеловесов, и на умение областных властей выстроить с ними по-настоящему партнёрские отношения.
Хотя, если перефразировать популярную рекламу йогуртов, не все депутаты-«варяги» одинаково полезны. Практически ничего не известно о том, как на федеральном уровне защищали интересы Ростовской области такие депутаты-«варяги» как Валентин Свиридов (ЛДПР) и Джамаладин Гасанов («Справедливая Россия»).
Валентин Свиридов отметился в нашей области исключительно своим конфликтом с бывшим координатором регионального отделения ЛДПР Еленой Папкович (в результате чего она не только ушла со своего поста, но и вообще из партии и сейчас участвует в праймериз «Единой России») и фактическому развалу отделения. А уроженец Дагестана Джамаладин Гасанов, бывший вторым номером в ростовском региональном списке «Справедливой России» (и попавший туда непонятно за какие заслуги) за прошедшие после выборов четыре с половиной года вообще ни разу не бывал в нашей области.