Top.Mail.Ru
11,56₽
90,54₽
83,87₽

Выборы надо делать на заёмные деньги!

Уже больше месяца по всей стране идет предварительное голосование «Единой России». В одной только Ростовской области в них принимает участие около 70 кандидатов. Кто-то из них ограничивается участием в организуемых партией встречах с избирателями и дебатах, кто–то в дополнение к этому ходит по дворам, а некоторые уже успели выпустить и распространить сотни тысяч экземпляров агитматериалов (и потратить на это сотни тысяч рублей). И вопрос, откуда у кандидата деньги на его предвыборную кампанию, на самом деле, очень важен. Ведь, «кто девушку кормит, тот её и танцует». Но сначала маленький пример из прошлых выборов.

В 2009 году я работал с кандидатом, который незадолго до этого удачно продал практически весь свой бизнес и поэтому мог самостоятельно профинансировать свою предвыборную кампанию. Поначалу это воспринималось, как его конкурентное преимущество: не надо ни у кого просить, ни от кого-то зависеть, никто не подведёт, не задержит платежи и т.д. и т.п. Но вскоре оказалось, что всё не так хорошо, как нам изначально представлялось. Во-первых, в самый разгар кампании кандидат начал экономить на всём, начиная со своего предвыборного штаба и заканчивая агитматериалами и было видно, с какой болью от отрывает от сердца каждый платёж. Во-вторых, по любому вопросу решающее слово оставалось за ним, причём с одной и той же формулировкой — «это мои деньги, мне и решать!».

Именно тогда я понял истинный смысл правила «выборы надо делать на заёмные деньги». В этом случае кандидату даже не придёт в голову в разгар кампании сокращать ее финансирование, потому что, сколько бы он не сэкономил, ничего из этого ему не достанется, все придётся возвращать официальным жертвователям и неофициальным инвесторам. Во-вторых, любое предвыборное действие должно быть осмысленно и эффективно, ведь за каждый потраченный рубль придётся держать ответ и объяснения типа «мне так захотелось» никто в расчёт не примет.

Но в этом случае возникает закономерный вопрос, а где же брать эти «заёмные деньги»? Тем более, что это не пять и даже не десять тысяч рублей. Предвыборная кампания — дело не только сложное, но и дорогое. Например, при выборах депутатов Госдумы даже по самым минимальным расценкам (сто - сто пятьдесят рублей на одного избирателя) получается более пятидесяти миллионов рублем. Конечно, тут речь идёт о всех расходах и затратах (как прямых, так и косвенных, как тех, что делаются непосредственно во время официальной предвыборной кампании, так и заранее, за два-три месяца до её старта, а порой и за год до него). И, конечно, в том случае, если кандидат реально настроен на победу, а не просто решил «постоять рядом».

Есть три основных варианта сбора (получения) этих средств.

Первый — это когда вам их даёт ваша партия. Тут главное, чтобы у неё они были, и чтобы партия была кровно заинтересована в вашем попадании в парламент. Для этого надо быть или одним из её руководителей, или одним из признанных лидеров общественного мнения.

Второй вариант — получить эти миллионы от некой корпорации под обещание лоббировать в парламенте её интересы. В этом случае основная проблема для кандидата — убедить инвесторов в том, что это у него получится. Особенно с учётом того, что корпорации в качестве таких лоббистов зачастую выбирают своих топ-менеджеров. Тпичные примеры — кандидаты от РЖД, Газпрома или Росатома.

Третий, самый редкий пока что, вариант — собрать необходимые средства у простых избирателей, опять таки под обещание (слово «лоббировать» для большинства избирателей не совсем понятно и глубоко чуждо) защищать их интересы. Я не знаю ни одной успешной реализации этого подхода к финансированию предвыборных кампаний не то что в Госдуму, но даже в областные парламенты. Хотя на муниципальном уровне прецеденты уже есть.

В любом случае каждый кандидат в той или иной степени зависит не только от своих избирателей, но и от своих инвесторов. И единственное, что он может выбирать — это от кого именно ему предстоит зависеть ближайшие пять лет.