Donnews.ru выбрал четыре истории, сделавшие лучше жизнь в Ростове в 2021 году

Их авторы рассказали, чем вдохновлялись

Волонтёры реставрируют скульптуру «Рыбка и волна». Фото sobaka.ru
Волонтёры реставрируют скульптуру «Рыбка и волна». Фото sobaka.ru

История № 1: восстановление скульптуры «Рыбка и волна» на Пушкинской

С конца апреля до конца сентября 2021 года координаторы движения «Том Сойер Фест» совместно с добровольцами работали над реставрацией мозаичной скульптуры «Рыбка и волна», расположенной на улице Пушкинской. Шедевр советского монументализма волонтёры очистили от граффити, пыли и грязи, также они вернули к жизни уникальные фрагменты мозаики, зафиксировав хрупкие детали малярным скотчем с фотофиксацией. Скульптуру восстанавливали на собственном энтузиазме сотни участвующих горожан.

Журналист и организатор фестиваля в Ростове Дарья Максимович рассказала, что принцип «Том Сойер Феста» заключается в том, что волонтёры берут в руки кисти и краски и самостоятельно приводят в порядок старые дома, в том числе скульптуры. Проект появился в Самаре в 2019 году, где местный активист Андрей Кочетков с друзьями решили отреставрировать одно из зданий, находившихся в плачевном состоянии. Сейчас мероприятие проходит не только в городах, но и в небольших сёлах.

Первым сооружением, за восстановление которого взялись ростовские волонтёры, стал дом 1870 года постройки на улице Обороны, остро нуждающийся в капитальном ремонте. Здание имеет довольно интересную историю — в нём родилась и выросла Ребекка Хацман, которая позже стала женой первого президента Израиля Хаима Вейцмана.

— Взяли реставрационные работы на себя. Почистили и покрыли защитным раствором кирпич, восстановили архитектурные и декоративные элементы. Мы действительно постарались, теперь видна вся красота кирпичной кладки фасада. Сейчас ни одна экскурсия по городу не обходится без этого дома, — рассказала Дарья Максимович.

Дарья Максимович. Фото организатора фестиваля
Дарья Максимович. Фото организатора фестиваля

Проектом 2021 года для волонтёров стало восстановление мозаичной скульптуры «Рыбка и волна. При этом впервые объектом реставрации для «Том Сойер Феста» стала мозаика. По словам Максимович, добровольцы выбрали «Рыбку» интуитивно, поскольку посчитали, что она имеет особое значение для города и горожан. К работе готовились около трёх месяцев: получали разрешения, составляли смету, искали партнёров.

— У меня семья, две дочери, работа, и в принципе нет свободного времени. Но я подумала, что если люди за нами идут, то ростовчанам это важно, они нас поддерживают. Я лет 15 работаю журналистом, никогда не была реставратором и архитектором, но я знаю людей, люди меня, они готовы приходить помогать. Это классно. Многие из волонтёров фактически провели с нами отпуск. Это неудивительно, ведь часто люди не могут пощупать руками плоды своей работы, а в этом случае есть конкретный результат. Ты его видишь и получаешь заряд позитивных эмоций, — объяснила Дарья Максимович.

С 24 апреля над восстановлением «Рыбки» трудились около 200 человек. Возраст волонтёров составлял от 14 до 75 лет. Реставрировать вручную добровольцам пришлось буквально каждый кусочек смальты. Разрушенные и отвалившиеся частички мозаики пришлось заменить на новые, уцелевшие пластинки оттирали от грязи по множеству раз.

— Всё это удалось сделать исключительно силами волонтёров, в этом году даже удалось посотрудничать с Донским волонтерским центром. Кроме этого, мы впервые получили экспертную и финансовую поддержку от Фонда сохранения исторического наследия Ильи Варламова. Большую часть суммы на реставрацию оплатили они. Также нам здорово и своевременно помог ростовский банк «Центр-инвест», на средства которого мы смогли купить в Москве нужные 100 кг смальты и расходники, — отметила Дарья Максимович.

В новом 2022 году волонтёры снова хотят взяться за реставрацию фасада. Ребята ищут дом в историческом центре Ростова, одноэтажный или двухэтажный, не являющийся при этом объектом культурного наследия, но обязательно с заинтересованными жильцами.

История № 2: самая ростовская из всех возможных выставка «Новости рынков»

Известный фотограф Глеб Садов в апреле порадовал любителей своего творчества и всех людей, чья душа открыта искусству и творческим экспериментам, своей новой выставкой «Новости рынков». Презентация необычного арт-проекта состоялась на втором этаже павильона «Фрукты» Центрального рынка Ростова. Такое место было выбрано не случайно, ведь источником для его вдохновения стал именно этот знаменитый базар.

История у проекта такая. В прошлом году Глеб Садов проводил много времени на Центральном рынке. По его признанию, это место стало для него в каком-то смысле спасительным, потому что ни один патруль не мог запретить посещать главный базар.

Однажды фотограф шёл по рынку и увидел пустой ящик, в котором перевозили клубнику. Дно ящика устилала обычная измятая газета, пропитавшаяся стёкшим соком. Глеб Садов стал любоваться причудливым абстрактным узором, который возник после контакта ягод и бумаги. Получилась своеобразная инсталляция — газетную страницу с заголовками и статьями «накрыл» природный фильтр, добавивший новостной повестке сочный колорит.

Художник взял испачканную в ягодах газету себе, а потом понял — вот оно, чисто ростовское искусство — нативное, родное, слегка ироничное и предельно ясное каждому. Садову пришла в голову идея снять целую коллекцию испачканных передовиц на плёнку.

— Темы первых полос «скомканного» 2020 года и актуальное искусство, которое получается само собой, от раздавленного состояния привычных вещей, — объяснил он свою творческую концепцию.

Глеб Садов. Фото donnews.ru
Глеб Садов. Фото donnews.ru

С конца весны до середины осени прошлого года он раз в неделю приобретал разные газеты, а затем покупал на Центральном рынке сезонные ягоды, фрукты и овощи. Дома фотограф укладывал бумагу в ящик, как у торговцев, а сверху засыпал сезонными ягодами, фруктами и овощами. Получившиеся «полотна», всего их 23 штуки, он просушивал, прессовал и фотографировал. А вместо студии снимал во дворе обычной многоэтажки.

— Для меня выставка несёт двойной смысл. С одной стороны, это живая память о днях пандемии, которая сохранилась в заголовках статей, а с другой — я смотрю на разноцветные разводы и вспоминаю, как жил в эти дни сам, посещал рынок и делал там вкусные покупки. Это были маленькие радости, помогшие мне чувствовать себя в то время более позитивно и счастливо. Кроме того, минимализмом «Новостей рынков» я также хотел показать, что для интересного арт-проекта не нужно сложной концепции со множеством метафор или дорогостоящего оборудования — достаточно газеты, сочного фрукта и южного солнца. И фотоаппарата, — рассказал Садов.

Фотограф утверждает, что придерживается трёх «Ф»: чтобы создать новый проект, ему достаточно фантазии, фотоаппарата и фотона (то есть, освещения).

История № 3: импровизационный театр на городских улицах

Уличный театра «Ларамбла» стал одним из открытий минувшего года в культурной жизни Ростова. Весёлые импровизации под открытым небом, которые артисты показывали прохожим, привлекли к себе пристальное внимание со стороны СМИ и обычных ростовчан, писавших о креативных и неожиданных представлениях посты в соцсетях.

Постепенно творческие задумки команды стали более изобретательными и сложными. В конце декабря театр представил на суд зрителей первый сюжетный  спектакль под названием «Светлячки», рождённый из серии перформансов, показанных на улице.

— Чтобы объединить разрозненные этюды в одну концептуальную историю, мы позвали режиссёра Ростовского молодёжного театра Оксану Зиброву. Она выстроила все импровизации в единую связную концепцию, — отметил Александр Соловьёв.

Сюжет «Светлячков» обыгрывает визит детей к своему старому отцу, «слетающихся» на огонь домашнего очага. Название спектакля связано с костюмами актёров, которые в финале постановки оборачивают вокруг себя светодиодные ленты, затем перекидывая их на зрителей, тем самым символически объединяя их с авторами.

Яркой «фишкой» театра стало частое использование в представлениях живых статуй. Любовь к этой эстетике, можно сказать, дала само название ростовской формации.

— Первые раз я увидел живые статуи ещё в Новосибирске, откуда я родом. Однако окончательно и бесповоротно моя любовь к этому виду искусства оформилась после поездки в Барселону в 2011 году. На меня произвёл огромное впечатление знаменитый бульвар Рамбла, где сосредоточено большое количество классных артистов. Мне тут же захотелось нечто похожее сделать и в Ростове, — рассказал Александр Соловьёв.
 
Александр Соловьёв. Фото donnews.ru
Александр Соловьёв. Фото donnews.ru

Три года назад вместе он с единомышленниками организовал перформанс «Улица Сюрледон» в парке Революции. Его суть сводилась к следующему: на участке одной из парковых аллей, длиной всего примерно 50 метров, одновременно разместились сразу 22 артиста — музыканты, ходулисты, живые статуи, фокусники и жонглёры.

— Получился портал в совершенно иную реальность, наша ростовская Рамбла. Горожане, проходя через этот тоннель артистов, выходили из него ошарашенными. Я увидел, что это работает, но в то же время понял, что нужно уходить в сторону уменьшения количества участников перфоманса, потому что на постоянной основе задействовать пару десятков занятых артистов не получится.  В 2019 году нас пригласили на фестиваль живых статуй World Living Statues в нидерландском городе Арнеме. Организаторы сказали, что мы первые участники из России за всё время проведения этого популярного европейского арт-события, — добавил Соловьёв.

Интригующей премьерой «Ларамбла» 2022 года худрук называет новый уличный спектакль «Колыбель», сейчас актёры тщательно разрабатывают его концепцию. Предполагается, что зрители будут смотреть представление лёжа — есть мысль использовать в качестве декорации огромную кровать, которую поставят прямо на улице.

История № 4: о ростовском комике, который стал санитаром в ковидном госпитале, а также сделал ещё много полезного

Строго говоря, история, о которой пойдёт речь, началась ещё в 2020 году, но активно продолжалась и минувшем году, поэтому donnews.ru решил включить её в этот текст. После начала пандемии коронавируса экс-капитан ростовской команды КВН «Евразы-РостГМУ», участник различных комедийных шоу и организатор развлекательных мероприятий Владимир Берадзе стал работать санитаром в ковидном госпитале на базе ЦГБ № 1, а также создал специальный благотворительный проект, помогающий врачам.

Интересоваться вопросами вирусологии парень стал ещё в марте. Он изучал информацию, расспрашивал знакомых, работающих в системе здравоохранения. Берадзе стало ясно, что пандемия продлится не один месяц, ситуация сложная, а действовать нужно уже сейчас.

В апреле ведущий устроился работать оператором колл-центра по вопросам коронавируса. Он разъяснял людям, позвонившим на горячую линию, что им нужно делать и куда обращаться в той или иной ситуации, чтобы без паники быстро решить нужный вопрос.

Летом Владимир решил, что может быть ещё полезнее, работая в реанимации ковидного госпиталя. Окончив курсы, он стал выполнять функции среднего и младшего персонала.

— Прекрасно зная, что в больницах всегда не хватает среднего и младшего медицинского персонала, я связался со знакомыми врачами и предложил им свою помощь. Я прошёл онлайн-обучение, сдал экзамены, получил минимальную квалификацию, устроился в ковидный госпиталь и работал 14 месяцев в реанимации, — рассказал Владимир Берадзе.

Владимир Берадзе. Фото из личного архива
Владимир Берадзе. Фото из личного архива

Параллельно он организовал благотворительную акцию #помогиврачам61, с помощью которой собирает деньги на маски, перчатки и средства ухода за лежачими больными.

По его словам, проблемы чаще возникают в обычных больницах, а не в ковидных госпиталях. Первичное звено попало под удар пандемии, но маски и перчатки там закупают по норме, поэтому получается, что средств защиты меньше, чем требуется.

— Кроме масок, респираторов и перчаток, мы покупаем памперсы для больных, гигиенические салфетки, лекарства от пролежней. За все время мы помогли 14 больницам. Кроме Ростова, отправляли товары в Новочеркасск, Азов, Шахты, — уточнил Берадзе.

Люди по-разному реагируют на просьбы о помощи. В иные месяцы сумма пожертвований падала до 12-20 тысяч рублей, но в последнее время держится на уровне 50-60 тысяч рублей. Каждый раз вся сумму полностью тратится на покупку необходимых вещей, периодически Владимиру приходится добавлять собственных денег, чтобы точно хватило.

Волонтёр каждый раз отчитывается перед жертвователями в соцсетях, на что он тратит поступившие средства.

— Со временем люди перестали смотреть, как я выкладываю отчёты и публикую чеки. Но я продолжаю это делать, потому что публичные отчеты важны и нужны, — говорит он.

Летом 2021 года Берадзе уволился из ковидного госпиталя из-за перелома стопы. Сейчас он, по его словам, находится в творческом отпуске, и думает, чем может заняться дальше.

Одним из его свежих проектов стала благотворительная акция «Точка Добрения», организованная при поддержке ростовского отделения политической партии «Яблоко».

— Многие благотворительные организации собирают для своих целей полезные вещи, но зачастую точки сбора расположены неудобно, а график не позволяет быть открытыми всегда, когда хотелось бы. У Ростовского отделения «Яблоко» есть офис в центре города, который не слишком загружен. Мы решили использовать его как склад, откуда будут развозиться вещи по различным городским фондам, — объяснил суть проект Берадзе.

Владимир и его единомышленники ожидают всех желающих совершить доброе дело по воскресеньям с 12:00 до 17:00 в офисе местного отделения партии на Лермонтовской, 38.

Волонтёры собирают вещи для трёх разных фондов: «Я без мамы» (детские игрушки, продукты питания длительного срока хранения, подгузники, коляски детские, смеси «Малютка»), «Старость в радость» (подгузники, пелёнки, средства гигиены, новая одежда, обувь, радиоприёмники, часы настенные, настольные игры, скатерти, столовые приборы, столовая посуда, картины) и «Собачий патруль» (сухой корм, ошейники, поводки, шлейки, собачьи игрушки, миски для воды и корма, чистящие средства, тряпки, губки и щётки для уборки, мешки для мусора, бумажные полотенца).
 
Юрий Поздняк

Поделиться: