13,00₽
100,22₽
94,15₽

Федеральные лоббисты Новороссийского порта могут оставить Ростовскую область без миллиардов с экспорта зерна

Финансовые интересы прикрывают заботой об экологии

Рейдовая перевалка зерна. Фото korabel.ru
Рейдовая перевалка зерна. Фото korabel.ru

Что случилось?

В октябре этого года Госдума РФ в первом чтении приняла закон «Об осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно в открытом море без захода в порт». Речь идёт о так называемой рейдовой перевалке, когда грузы с мелких судов перегружаются на крупнотоннажные прямо на воде. Официально документ этот должен помочь минимизировать риски возникновения ЧС и угрозы загрязнения окружающей среды при такой перегрузке.

Плюс к этому правительство РФ разработало проект постановления, по которому в список грузов, нерейдовая перевалка которых приводит к загрязнению окружающей среды, включили зерно, а точнее, мучную и зерновую пыль. И это стало очень неприятным сюрпризом для многих регионов, в том числе для Ростовской области.

По словам председателя регионального Заксобрания Александра Ищенко, изначально ко всем этим нововведениям в правительстве Ростовской области отнеслись с пониманием.

— Но никому и в голову не приходило, что в список загрязняющих веществ попадёт зерно. Когда в правительстве {Ростовской области. — Donnews.ru} увидели текст проекта постановления, то удивлению не было предела, — говорит он.

Почему это плохо?

Как рассказала на заседании Заксобрания и. о. министра сельского хозяйства Ростовской области Ольга Горбанёва, в 2020 году с помощью рейдовой перевалки регион экспортировал 60% всего зерна, или 11,3 млн тонн. Речь идёт о миллиардах долларов, миллиардах рублей налогов, доходах крупнейших предприятий региона и даже мелких сельхозпроизводителей.

— Всё зерно с территории Ростовской области идёт через три порта — Ростовский, Таганрогский и Азовский. И перевалка с малых судов на крупнотоннажные на рейде порта Кавказ — ключевое звено наших экспортных логистических цепочек, — говорит Горбанёва.

Если федеральный закон будет принят в нынешнем виде, то на рейдовой перевалке можно ставить крест. Зерно из Ростовской области для экспорта придётся возить в порты Краснодарского края — Туапсе, Тамань и Новороссийск. И тут возникает сразу несколько проблем. Во-первых, зерно в черноморские порты повезут фурами, что приведёт к дополнительной нагрузке на дороги. Это нанесёт и вред экологии. Во-вторых, транспортная инфраструктура Юга (что дорожная, что железнодорожная) не готова к таким дополнительным нагрузкам.

В третьих, говорит Горбанёва, существующие мощности портов Тамань, Новороссийск и Туапсе просто не в состоянии обеспечить экспорт всего зерна, которое сейчас идёт через рейд в Ростовской области. В четвёртых, Ростовскую область при таком варианте развития событий ждут более чем ощутимые финансовые потери. Смысла в развитии портов Таганрог, Ростов и Азов уже не будет, а подтверждённый объём инвестиций по ним на ближайшие годы составляет 12,2 млрд рублей. Расходы на логистику для сельхозпроизводителей, что крупных, что мелких, вырастут очень ощутимо. Сколько из них потянут это финансово — большой вопрос.

— Оценку потенциального ущерба аграриям мы сейчас проводим, она ещё не завершена. Но речь идёт об очень значительных суммах. Рейдовая перевалка значительно дешевле перевозки автотранспортом, — говорит Горбанёва.

Наконец, при рейдовой перевалке применяется обычная система налогообложения, предусматривающая уплату 20% налога на прибыль. На суда, совершающие рейс за границу (то есть уходящих из портов Кубани), это не распространяется. Так что речь идёт о потенциально больших потерях для бюджетов всех уровней.

— Принятие закона в такой редакции сопровождается рисками уменьшения объёмов экспорта, увеличения расхода селян, снижения использования портовой инфраструктуры, угрозы для судостроения, — резюмирует Горбанёва.

Если всё так плохо, то кому оно вообще надо?

Выгодополучатели тут угадываются легко — порты Кубани. А точнее, говорит глава фракции «Единая Россия» в Заксобрании Ростовской области Владимир Ревенко, один конкретный порт.

— Вероятно, это лоббистские возможности банка ВТБ, ставшего собственником терминала по экспорту зерна в порту Новороссийска. Но последствия будут крайне негативные как для экологии, так и для экономики, — говорит он.

О том же, хоть и не называя никого конкретно, говорит депутат Госдумы от Ростовской области Виктор Водолацкий:

— Закон кем-то очень плотно лоббируется. Кто-то хочет получить личные выгоды, забыв о людях, о крестьянах, не думая о последствиях.

По словам депутата Заксобрания Игоря Буракова, он бывал в морских портах Краснодарского края и наблюдал рейдовую перевалку в Ростовской области.

— И мне показалось, что при рейдовой перевалке этой зерновой пыли гораздо меньше. В логике этого закона надо вообще запретить экспорт зерна из России и порушить национальные цели, которые есть в указе президента, — заявил он, имея в виду планы Ростовской области нарастить к 2024 году экспорт с нынешних $ 5,4 до $ 7,5 млрд.

Экология как предлог

Как уже говорилось, все эти изменения на федеральном уровне преподносят как необходимые для защиты окружающей среды. Однако, говорит Ольга Горбанёва, по данным учёных Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («АзНИИРХ») ежегодно в акваторию Азовского моря поступает порядка 50 млн тонн осадочного материала. Объём зерновой пыли от рейдовой перевалки — от 50 до 300 тонн, то есть крайне малая доля.

— Фактов нанесения экологического ущерба в результате ЧС в Азовском море на рейде порта Кавказ и в устьевых портах не отмечено. Данных о ЧС на рейде и информации о вреде зерновой пыли для рыбы — нет, — констатирует Ольга Горбанёва.

Ситуация даже обратная, добавляет Александр Ищенко:

— Я был на совещании в Госдуме на эту тему, и специалисты АзНИИРХа говорили, что, по большому счёту, мучная пыль является питательным источником для аквакультуры в море и реке. Я не видел ни одного заключения специалистов, что это {зерновая и мучная пыль. — Donnews.ru} наносит вред экологии.

Что с этим теперь делать?

По словам Ищенко, у Ростовской области нет вариантов не реагировать на подобные федеральные инициативы. Однако вариантов не много — писать письма в Москву с просьбой внять здравому смыслу, использовать своих лоббистов в Госдуме и Совете Федерации и искать поддержки в других регионах.

Всё это уже делается. Собственно ради этого даже созвали внеочередное заседание Заксобрания Ростовской области, так как поправки ко второму чтению спорного федерального закона должны быть внесены не позднее 11 ноября и оформлены именно как постановление Заксобрания. Что единогласно и было сделано.

Кроме того, рассказала Ольга Горбанёва, правительство области уже отправило письмо в правительство РФ и Совет Федерации за подписью губернатора Василия Голубева с просьбой исключить зерно из списка загрязняющих веществ при рейдовой перевалке. По словам первого замгубернатора Виктора Гончарова (курирует АПК), похожие письма написали также главы Татарстана и Самарской области, на подходе — письма от Саратовской и Волгоградской областей.