Как написать претензию на возврат денежных средств

В этой статье расскажу кто может направить претензию и какие сроки для этого предусмотрены. Приведу подробный алгоритм действий по написанию документа.

Купили некачественную вещь, а продавец отказывается возвращать деньги за товар. В этом случае подготовленная вами претензия на возврат денежных средств станет важным этапом на пути к урегулированию возникшей ситуации. В этой статье расскажу, как правильно составить документ и приведу подробный алгоритм действий по его написанию.

Какие образцы документов пригодятся

Скачать образцы претензий на возврат денежных средств за товар ненадлежащего качества,качественный товар и т.д.

Всегда ли нужно подавать претензию

Досудебная претензия о возврате денежных средств направляется в случае нарушения одной из сторон обязательств, вытекающих из имущественных правоотношений.

Направление досудебного требования о возврате денежных средств юридическому, физическому лицу или ИП является обязательным этапом урегулирования денежных споров, когда это предусмотрено законодательством или договором — п. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ.

А также, например, Роспотребнадзор откажет в рассмотрении жалобы гражданина, если к ней не приложены доказательства обращения к продавцу для решения возникшего вопроса — ст. 10 № 294-ФЗ.

Когда соблюдение претензионного порядка не предписано законом и не вытекает из условий заключенного договора, желательно подготовить и направить такой документ второй стороне. Важность направления претензии контрагенту заключается в следующем:

  1. Устные договоренности между сторонами могут быть нарушены, а время будет потеряно. А если такие договоренности не были оформлены письменно, вы не сможете сослаться на них в суде.
  2. Возможность зафиксировать для второй стороны окончательный срок для исполнения обязательства.

Кто составляет досудебную претензию

adpM0M5yWp-SozWCCkgJOVqNEcPBCqMKUhIizu6mX1DbsySZDxpCTvpTMj4nLOFv45GdnLsCJEtUgJQyftSSmaesmEJQM7ckNEONlsRVPs21xz_ggXH-1sRNRrqUaYk7biJXFtPY=s0

Претензионное письмо о возврате денежных средств составляется стороной, чьи интересы или права были нарушены. Это может быть:

  • Физическое, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи интересы были ущемлены.
  • Сотрудник компании или юрист, в компетенцию которого входит подготовка документов такого рода.
  • Третьи лица, которые уполномочены действовать от имени физического/юридического лица или ИП на основании доверенности с правом подписи необходимых документов. К ним относятся привлеченные юристы или адвокаты/представители.

Когда направлять претензию

Досудебное требование о возврате денежных средств направляется, когда сторона:

  • Намерена решить возникший спор мирно, без обращения в судебные органы. Это позволит избежать издержек, которые повлечет за собой судебная тяжба.
  • Хочет зафиксировать срок, когда обязательство должно быть исполнено. Если договором такой срок не предусмотрен или определен моментом востребования — ст. 314 ГК РФ.
  • Желает расторгнуть договор — ст. 452 ГК РФ.
  • Намерена обратиться в суд, а направление претензии является обязательным в силу закона.

Какие сроки предусмотрены для направления претензии

Срок направления претензии по возврату денежных средств зависит от исходных обстоятельств и рассчитывается следующим образом:

  1. При наличии договора, заключенного между юридическими лицами — в срок, предусмотренный в соглашении. Когда такой срок договором не предусмотрен — в разумный срок, который исчисляется как количество времени, которое необходимо на изучение вопроса, принятие решения и подготовку претензионного документа.
  2. Для граждан, приобретающих товары/услуги для личных нужд, сроки устанавливаются согласно гл. 3 № 2300-1 Закона РФ.
  3. При выявлении дефектов в приобретенных товарах, оказанных услугах — в период гарантийного срока.
  4. В период срока службы изделия. А в случаях, когда срок службы не установлен — в течение 10 лет с момента получения товара покупателем.

Какие основные правила при составлении претензии

Законодательство Российской Федерации не содержит определенных требований, которые предъявляются к документу. Поэтому граждане часто интересуются, как написать претензию на возврат денег.

Документ можно написать как от руки, так и набрать машинописным текстом. Иногда достаточно заполнить готовый бланк/шаблон.

Для того чтобы правильно составить претензию на возврат денежных средств можно руководствоваться следующими основными правилами:

  • Использовать деловой стиль при написании документа.
  • Проверять текст на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.
  • Излагать мысли последовательно и кратко.
  • Четко указывать свои требования.
  • Указывать полное наименование контрагента и его местонахождение или юридический адрес.
  • Зарегистрировать документ и соблюсти все правила для отправки исходящей корреспонденции — когда заявителем является юридическое лицо.
  • Поставить подпись и проставить печать при ее наличии.
  • Подготовить документ в двух экземплярах.
  • Направить претензию письмом с уведомлением или получить подпись второй стороны о получении документа на своем экземпляре с указанием даты. Это поможет доказать в суде, что документ был получен адресатом.

Как правильно указывать требования в документе

Предъявляемые требования зависят от ситуации и обстоятельств, которые послужили основанием для направления претензии.

Как сформулировать требования о возврате денег по договору займа/расписке

Срок возврата заемных средств чаще всего указывается в документе. Направить претензию можно уже после первого дня просрочки платежа.

Если документ не содержит условий о сроке возврата денег или определен моментом востребования, заемщик должен возвратить оговоренную сумму в течение 30 дней с момента, когда такое требование было предъявлено — п. 1 ст. 810 ГК РФ.

Претензия на возврат денежных средств в этом случае может содержать следующие требования:

  • Возвратить сумму займа.
  • Выплатить проценты за просрочку в соответствии с условиями договора. Если соглашением размер процентов не предусмотрен, он определяется ключевой ставкой Банка России, которая действовала в соответствующий период — п. 1 ст. 809 ГК РФ.
  • Выплатить проценты, предусмотренные за неисполнение денежного обязательства — п. 1 ст. 395 ГК РФ.

Как сформулировать требования в случае нарушения прав потребителей

Покупатель, в случае нарушения его прав, может потребовать:

  • Возвратить уплаченные средства, при условии, что им были соблюдены порядок и сроки, предусмотренные для возврата как качественных изделий, так и товаров с дефектами.
  • Выплатить неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день нарушения продавцом срока удовлетворения требований потребителя — ст. 23 № 2300-1 Закона РФ.
  • Возместить расходы на проведение экспертизы качества товара и/или транспортировку изделия с дефектами.

Как написать претензию: пошаговая инструкция

ikw-DrNpRnZzFoTV_fOPiHsFw9cdozV36Ne2NqXp-TsQkVYaTXvaAh2uat-iYAZkQPUjiaNKeu_kvYg-Ry1P194gVz0l6w2DEv2DXT-4vnaI9ZN3izyGa5f-alHxs-5hOIWAYnAZ=s0

Рассмотрим подробнее, как правильно составить претензию на возврат денег. Структура документа выглядит следующим образом:

  1. Данные заявителя и получателя претензии с указанием местонахождения/юридического адреса.
  2. Наименование документа — претензия.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Прилагаемые документы в виде перечня.
  6. Дата составления и подпись заявителя. Печать при наличии.

Если образец досудебной претензии на возврат денежных средств содержится в договоре или является приложением к нему, то оформить документ необходимо в соответствии с требованиями соглашения.

Если соглашением не оговорено как составить досудебную претензию или имели место устные договоренности, можно руководствоваться приведенным ниже алгоритмом.

Шаг 1

Укажите следующие данные заявителя и получателя претензии:

  • Наименование компании, адрес, фамилию и инициалы руководителя — для юридических лиц; Ф.И.О., адрес проживания/регистрации, контактный телефон — для физических лиц/ИП.
  • Наименование документа — претензия. Желательно указать о чем эта претензия. Например, на возврат денежных средств по договору займа или на возврат денег, уплаченных за некачественный товар.

Шаг 2

Основная часть досудебной претензии по взысканию денег может содержать:

  • Информацию о заключенном соглашении — с указанием даты его составления и подписания, регистрационного номера, предмет договора и иные условия, которые имеют существенное значение. Если сделка носила устный характер, ссылайтесь на имеющиеся чеки, товарные накладные, акты и др.
  • Описание проблемы или нарушения обязательств, которые являются причиной для направления претензии. Желательно указать, какие пункты договора, законодательные акты были нарушены контрагентом.
  • Данные о надлежащем исполнении заявителем своих обязательств перед второй стороной.

Шаг 3

Заключение должно включать в себя:

  • Требование, которое вы предъявляете контрагенту.
  • Срок для исполнения предъявленного требования.
  • Реквизиты для перечисления денег или иной способ их передачи заявителю.
  • Информацию об обращении в Роспотребнадзор и/или суд, если ваше требование не будет исполнено.

Какие требования может предъявить заявитель — физлицо

Когда заявителем выступает гражданин, могут быть предъявлены следующие требования:

  • Вернуть деньги, которые были переданы по договору займа, ошибочно перечислены или переплачены.
  • Выплатить неустойку (пени) за нарушение сроков исполнения обязательства.
  • Вернуть деньги за некачественный товар/работу/услугу или возместить разницу между суммой, уплаченной за покупку и ее новой стоимостью.
  • Уменьшить стоимость товара/услуг соразмерно выявленным дефектам.
  • Возместить средства, потраченные на ремонт изделия, его транспортировку или на проведение экспертизы качества товара.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Предъявление требований, перечисленных выше, всегда зависит от конкретной ситуации. А для некоторых случаев содержит дополнительные условия, закрепленные в законодательстве.

Например, гражданин не вправе требовать возмещения расходов на проведение экспертизы товара, если по ее результатам будет выявлено, что дефект произошел по вине покупателя.

Какие требования может предъявить заявитель — юрлицо

Юрлицо может потребовать в претензии:

  • Расторгнуть соглашение или внести в него изменения/дополнения.
  • Выплатить проценты/штрафы за нарушение сроков исполнения обязательства.
  • Вернуть выплаченные/перечисленные денежные средства.
  • Возместить причиненные убытки.
  • Уменьшить стоимость работ/услуг соразмерно выявленных нарушений.
  • Возместить средства, потраченные на проведение экспертизы.

Шаг 4

В претензионном письме необходимо перечислить документы, которые подтверждают обоснованность и правомерность требований заявителя. В конце ставится дата, подпись заявителя и печать при ее наличии.

Если претензию от вашего имени составляет третье лицо (юрист/адвокат), к ней прикладывается доверенность, подтверждающая его полномочия на подписание документа. Доверенность также перечисляется в перечне прилагаемых документов.

Как написать претензионное письмо к физическому лицу или ИП

Предсудебная претензия к физическому лицу или ИП о возврате денежных средств составляется в соответствии с вышеуказанным алгоритмом.

В шапке документа необходимо прописать Ф.И.О., регистрационные данные, а также контактный телефон получателя. Описать суть проблемы и свои требования.

m-649H5YFqaebsmy3YI7ZUR9HmxNHJfJHJBdR0lF-pkzREhajAaDJcpDjLOjQQ8s9rRMQrwTe48ab_2hWffSmZEo1dhizFIbBEmNRhpOH2NYgt3LrZC_r2I37_FqOQUqglpURNW6=s0

xl74fdpVW7xrEPR0uogZKInhAn4YRPliWUyo1VnHxiIKnEYtmKjZxoVkTxE6ZFg9tihMvNvN2UKkSD4b86GvKP5NMBXM1wJPDRnQeAhIlfF_MNYUrDP44GHOcPWqXTB6PLSX3zvd=s0

Скачать образец претензии на возврат денежных средств к ИП вы можете по ссылке в начале данной статьи.

Какие могут быть результаты рассмотрения претензии

Возможны следующие результаты рассмотрения досудебной претензии:

  1. Удовлетворение требований заявителя в полном объеме.
  2. Удовлетворение части заявленных требований.
  3. Отказ удовлетворить требование автора претензии или отсутствие ответа на претензию в обозначенный срок.

Что делать при получении отказа

Если контрагент отказался выполнять требования, изложенные в претензии, или проигнорировал ее, вы вправе:

  • Обратиться с жалобой в Роспотребнадзор/прокуратуру.
  • Обратиться в суд.

Когда контрагентом была удовлетворена только часть требований, для решения вопроса по оставшейся части вы также можете обратиться в вышеуказанные органы.

Шпаргалка

  1. Претензия составляется письменно в двух экземплярах.
  2. Документ лучше отправлять по почте с уведомлением или получить на своем экземпляре подпись адресата о ее получении с указанием даты.
  3. В претензии необходимо указать данные заявителя и получателя, обстоятельства дела и предъявляемые требования со сроком их исполнения.
  4. К претензии прикладываются документы, подтверждающие обоснованность ее предъявления (договоры, чеки, расписки и др.)
  5. В конце претензии ставятся подпись, дата и печать при наличии.
  6. Если в удовлетворении требований было отказано или ответ так и не был получен, заявитель вправе обратиться в Роспотребнадзор или в суд.

Решите самостоятельно составить претензию, воспользовавшись приведенной в статье инструкцией? Или обратитесь к опытному адвокату?

Дмитрий Кириллов

Поделиться: