Top.Mail.Ru
11,03₽
89,94₽
79,50₽

Плавучие рестораны на набережной Ростова оказались вне закона

Транспортники предложили вернуть морские порты области в разряд речных

Набережная Ростова. Фото Дениса Демкова
Набережная Ростова. Фото Дениса Демкова

Плавучие рестораны, пришвартованные к причальной стенке ростовской набережной, незаконны с точки зрения морского законодательства. Об этом заявил председатель совета директоров АО «Ростовский порт» Олег Грызлов во время обсуждения в Торгово-промышленной палате вопросов правового статуса портов Азов и Ростов.

Ещё в 2008 году федеральные органы власти начали правовой эксперимент: для захода судов с иностранными флагами статус портов Ростов-на-Дону и Азов был изменён с речного на морской.

Смена статуса, кроме прочего, осложнила экономическую деятельность как самих портов, так и связанных с рекой предпринимателей. Некоторые виды бизнеса вообще оказались вне закона, объяснил Олег Грызлов.

— Самоходное плавучее сооружение не является судном. Например, дебаркадер, понтон, плавучие рестораны — кодекс торгового мореплавания таких видов плавсредств не содержит. Это приводит к правовому вакууму. Простыми словами: всё, что стоит у нас возле причальной стенки, в том числе наши рестораны, стоит здесь незаконно. Решения в морском законодательстве нет, — заявил Олег Грызлов.

За 17 лет работы в условиях правового эксперимента транспортники убедились в том, что новые правила во многом противоречивы и ведут к дополнительной финансовой нагрузке.

Порт на реке вынужден жить по морским правилам

Из-за нового статуса в портах стали применяться регламенты и нормы торгового мореплавания, что нерационально, поскольку трудно уравнивать морской и речной порты.

— Река явно отличается от моря, при этом предприятия водного транспорта вынуждены соблюдать требования морского законодательства. Это идёт вразрез с географической, гидрологической и просто с логической точкой зрения. Особенно это проявляется при строительстве, реконструкции и эксплуатации сооружений. Растёт экономическая нагрузка, так как требования к ним в морских портах значительно строже, чем на реке. К примеру, в Ростовском порту необходимо проводить государственную экологическую экспертизу любой хозяйственной деятельности. Её стоимость сейчас уже превысила 15 млн рублей, несколько лет назад всё начиналось с 5 млн, и такую экспертизу нужно проводить каждые пять лет. Приходится использовать такие решения и процессы, которые просто не нужны в условиях речного порта, в лучшем случае они бесполезны, иногда просто не учитывают специфику рек, — заявил Олег Грызлов.

Существует и масса других правовых, кадровых, финансовых ограничений. К примеру, экипажи речных судов, заходящих в морской порт Ростова, должны соответствовать квалификации моряков. То же касается требований к техническому оснащению флота, не выходящего в море.

— С любой точки зрения — экономической, рациональной, географической — присвоение портам Ростовской области статуса морских только тормозит их развитие, — уверен представитель Ростовского порта.

Транспортники и юристы создадут рабочую группу для проработки вариантов смены статуса местных портов

Наталия Федоренко, экс-председатель Арбитражного суда Ростовской области, председатель комитета ТПП по законодательству, профессор РГЭУ (РИНХ) сообщила, что ещё в феврале юристы и водники направили открытое письмо врио губернатора Юрию Слюсарю, изложив проблемы, скопившиеся за время правового эксперимента. К сожалению, ответа они пока не получили.

Как заявил председатель совета ассоциации «Водный транспорт Дона», зампредседателя комитета ТПП РО по развитию транспортно-логистических комплексов Александр Огарёв, представители портовых, транспортных, судоходных компаний вместе с юристами создадут рабочую группу, которая изучит варианты обратной смены правового статуса морских портов Ростов и Азов на речной. По его словам, для этого предстоит подготовить предложения об изменении многих нормативных документов федерального уровня.

Ещё по теме

За морской статус «Метеора 120Р» Ростовская область доплатила 35 млн рублей

Таково требование законодательства