Top.Mail.Ru

Предприниматель Александр Ханин: «Нас считали безумными учёными, не умеющими делать продукты»

Вице-президент МТС по искусственному интеллекту рассказал, как создал компанию с выручкой более миллиарда рублей

Александр Ханин. Фото Евгений Разумный / Ведомости.
Александр Ханин. Фото Евгений Разумный / Ведомости.

МТС — один из лидеров цифровизации на российском рынке. При этом компания не просто внедряет соответствующие сервисы, но и инвестирует в их разработку, поддерживая талантливых учёных и предпринимателей. Одним из таких людей был Александр Ханин, который менее чем за 10 лет прошёл путь от директора небольшой, но многообещающей инновационной компании до вице-президента МТС по искусственному интеллекту. О том, как это произошло, Ханин рассказал в интервью «Ведомостям».

«К третьему курсу я стал опытным продавцом соковыжималок и кухонных комбайнов»

Родился Александр Ханин в Невинномысске Ставропольского края. С детства увлекался робототехникой и любил конструировать. Правда, никакого LEGO в 90-е годы прошлого века, конечно, не было, так что различные механизмы приходилось собирать из советских железных конструкторов.

Учился он при этом в классе с уклоном в иностранные языки.

«К 10 классу мне надоело писать сочинения и изложения, решил кардинально поменять свою деятельность и поступил заочно в физико-техническую школу при МФТИ», — вспоминает Ханин.

В 2005 году он переехал в Москву и поступил в Бауманский университет. Жил вместе с двумя однокурсниками в общежитии, в комнатушке 16 квадратных метров. При этом если остальные студенты до этого заканчивали математические лицеи, то Ханину с его гуманитарным базовым образованием приходилось поначалу навёрстывать программу и заниматься с репетиторами.

Параллельно учёбе, чтобы сводить конца с концами, с четверга по воскресенье приходилось работать.

«Обычно я просыпался в 6 утра, шёл на бокс в спорткомплексе на другом берегу Яузы, к 8:30 возвращался на пары. Учился по 5-6 пар в день, включая субботу, делал домашнее задание и шёл на работу. Приходилось заниматься торговой деятельностью, работать промоутером в магазине, официантом и др. К третьему курсу я стал опытным продавцом соковыжималок и кухонных комбайнов и в 2007 году зарабатывал порядка 90 000 рублей при стипендии в 600 рублей. Одногруппники не завидовали, они на меня работали», — рассказывает Ханин.

Александр Ханин. Фото Евгений Разумный / Ведомости.
Александр Ханин. Фото Евгений Разумный / Ведомости.

Рождение VisionLabs

На третьем курсе Ханин выбрал специализацию «Системы технического зрения». Направление было, мягко говоря, не популярным. Однако для Ханина это было не важно. Ещё в детстве он фантазировал, как в будущем роботы будут делать за людей всю неквалифицированную, тяжёлую работу. Будучи старше, он начал ездить по выставкам и конференциям, где показывали настоящих роботов. Но это были скорее игрушки для взрослых, которым для совершения хоть каких-то действий всё равно требовался человек за пультом управления.

Разочарование длилось не долго. Ханин рассудил, что если дать роботам мозг и зрение, то в робототехнике произойдёт прорыв. В этом направлении он и решил вести свою дальнейшую научную деятельность.

«На пятом курсе я задумался о создании умного девайса с камерой, который будет распознавать окружающую обстановку. Изначально была некоммерческая идея сделать в Бауманке центр технического зрения как общественную организацию. Но про искусственный интеллект тогда мало кто говорил, нейронные сети считались делом безумцев. В 2000-х во всем мире техническим зрением занимались порядка 3000 человек, многих из которых мы знали», — рассказывает Ханин.

В вузе идею не оценили и Ханин с собравшимися вокруг него единомышленниками пошёл в бизнес-школу Сколково. Вскоре удалось найти бизнес ангелов, которые дали деньги на проект. Так появился VisionLabs. Первоначальные совокупные инвестиции в проект составили 3,5 млн рублей, включая деньги самого Ханина.

Вхождение в экосистему МТС

Поначалу дела шли плохо. Несколько лет приходилось даже самим мыть в офисе полы. Зарплата Ханина в должности гендиректора тогда составляла 5850 рублей.

Первый крупный контракт VisionLabs получила в 2014 году от «Лето банка» (с 2016 года — «Почта банк») на сумму 12 млн рублей. Дальше начало получаться выигрывать в тендерах даже у крупных компаний. На тот момент в компании работали всего 8 человек.

«К нашим идеям с компьютерным зрением было много вопросов, нас считали безумными учёными, не умеющими делать продукты. Но со временем удалось показать прогресс и начать создавать продукты для бизнеса. В 2016 году я привлек инвестиции у венчурного фонда Sistema Venture Capital (основан ПАО АФК «Система»). Мы нашли форму взаимодействия, в которой VisionLabs становится портфельной компанией ПАО «МТС», — вспоминает Александр Ханин.

В экосистеме МТС VisionLabs продолжила заниматься разработками в области распознавания лиц. Сейчас годовая выручка компании превышает 1,1 млрд рублей. Ханин же с октября 2020 года занимает в МТС пост вице-президента по искусственному интеллекту.

«Цифровизация — это прозрачность, поэтому многие её боятся, и в бизнесе, и на производствах. Но основную опасность сегодня представляет не искусственный, а человеческий интеллект. В большинстве случаев сначала нужно принять управленческие решения, сделать кадровые изменения в компании. И после этого искусственный интеллект — как вишенка на торте», — говорит Александр Ханин.

По его словам, технологии уже сейчас делают жизнь людей проще и удобнее. Сервисы такси, системы организации движения общественного транспорта, электронный документооборот — за всем этим стоят большие информационные системы. И дальше их роль в жизни людей и в экономике очевидно будет только расти.