В Ростовской области, как и в большинстве регионов России, 1 марта 2026 года начнёт действовать закон о локализации такси. Он предполагает, что таксопарки смогут использовать только отечественные машины, прошедшие оценку по уровню локализации. То есть сам автомобиль или его части должны быть произведены в России.
Законопроект о локализации такси был внесён в Госдуму ещё в ноябре 2023 года, а его третье чтение прошло в мае этого года. Всё это время законопроект дорабатывали.
Опрошенные donnews.ru отраслевые эксперты настаивают: закон о локализации такси всё ещё сырой и нуждается в доработке. К чему это приведёт — в материале.
Таксисты пересядут на российские и китайские авто
Согласно положению нового закона, с 1 марта 2026 года в реестр такси будут включаться машины, соответствующие одному из двух критериев: либо автомобилю присвоено достаточное количество баллов локализации, либо автомобиль произведён по специальному инвестконтракту, заключённому с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Все машины, зарегистрированные раньше этого срока, смогут работать, пока не будут исключены из единого реестра такси. Произойти это может по двум причинам: по инициативе самого владельца машины или за нарушение действующего законодательства (отсутствие ОСАГО и ОСГОП, плохое состояние машины, угрожающее безопасности поездки, более трёх неоплаченных административных штрафов, ошибки в документах).
Новый закон пока не затронет такси Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока. Для этих регионов новые требования к такси будет применяться с 2028 года.
Баллы за локализацию присуждаются за выпуск автомобилей на российских заводах и применение отечественных деталей. Минимальный порог для допуска машин к госзакупкам составляет 3200 баллов. С 1 января 2027 года этот показатель повысят до 3500 баллов, а с 1 января 2028 года — до 3700 баллов.
Исходя из этих требований Минпромторг до конца 2025 года разработает список разрешённых моделей.
Эксперт: список разрешённых моделей для работы в такси до сих пор не опубликован
По словам юриста Общественного совета по развитию такси Ростовской области Елены Стеценко, доля иномарок в таксопарках и в собственности больше, чем отечественных автомобилей. Особенно они преобладают в классах «комфорт» и «бизнес». Отечественные автомобили чаще встречаются в эконом-сегменте и у водителей-частников.
Стеценко подчёркивает, что после вступления в силу требования о локализации большинство иномарок не сможет попасть в реестр.
— Это означает, что бизнес встанет перед выбором: либо максимально продлевать срок службы действующих автомобилей, либо заранее искать пути обновления — через покупку новых моделей, соответствующих требованиям локализации, — говорит Стеценко. — Но пока полный список разрешённых моделей от Минпромторга ещё не опубликован, и это создаёт серьёзную неопределённость.
Без этого перечня сложно планировать лизинг, закупки и переоснащение. Поэтому таксопарки намерены использовать возможность работать на текущих автомобилях — поддерживать их в рабочем состоянии, пока это возможно.
Эксперты считают, что таксисты могут задуматься об уходе из профессии
В Ростовской области около 60–70% водителей арендуют машины у таксопарков. По словам Елены Стеценко, особенно обеспокоены самозанятые перевозчики и владельцы автомобилей, которые не попадут в новый список.
— Если для них не будет чётких условий перехода или альтернативных решений, часть действительно уйдёт из профессии. Это приведёт к сокращению предложения в легальном сегменте и увеличению количества частников, — уверена Стеценко.
Эксперты предрекают рост цен на такси на 10-30%
Стеценко уверена, что рост цен на такси неизбежен, так как затраты таксопарков вырастут из-за замены большинства старых машин и дорогого обслуживания новых. По её словам, отечественные автомобили нуждаются в частом ремонте — около трёх раз в первый год, а расходы на техобслуживание превышают 70 тысяч рублей в год. Кроме того, велика вероятность, что работать будет практически некому.
По её мнению, повышение тарифов может стать заметным уже в 2026 году, когда вступят в силу основные положения закона. Кроме того, на цену продолжат влиять и другие факторы: высокие ставки по кредитам и лизингу, удорожание топлива, рост цен на обслуживание. При этом для отрасли не предусмотрено ни субсидий, ни других мер господдержки.
— Насколько изменятся цены, будет зависеть от уровня поддержки отрасли и структуры предложенного Минпромторгом перечня автомобилей. В некоторых сегментах возможен рост от 10% до 30%, — считает Елена Стеценко.
При этом, по мнению Ирины Зариповой, председателя Общественного совета по развитию такси Ростовской области, резкого скачка цен именно 1 марта 2026 года не случится, ведь большинство автомобилей, внесённых в реестры до этой даты, продолжат работать. Однако никаких предпосылок к стабилизации или снижению тарифов в ближайшие годы она не видит.
По её мнению, закон о локализации необходимо доработать, ведь в данный момент он лишь ужесточает требования к перевозчикам, при этом не предусматривая никакой компенсирующей поддержки со стороны государства.
Поделиться: