Top.Mail.Ru
11,36₽
93,76₽
80,00₽

Ажурный фаянс к Олимпиаде в Сочи сделают в Семикаракорах

Но обогатиться не получится

«Семикаракорская керамика» стала единственным донским предприятием, получившим статус лицензиата Международного олимпийского комитета. Этот статус даёт право использовать олимпийскую символику в оформлении своей продукции. К Олимпиаде в Сочи были одобрены 85 наименований изделий семикаракорской керамики и логотипом «Сочи-2014».

Чтобы увидеть, как смесь глины, песка и каолина превращается в олимпийские сувениры, корреспондент donnews.ru отправилась в Семикаракоры.

Гидом по производству стала художник Вера Овчинникова — автор нескольких сувениров к Сочинской олимпиаде.

— Изначально намеревались работать на местных глинах, ведь в Ростовской области очень много беложгущей глины. Однако, несмотря на её большие запасы, для промышленных масштабов её мало, да и качество не совсем подходит для производства фаянса, — начала экскурсию Вера. — Пригодную для изготовления керамики глину нашли лишь на Украине. Зато у нас есть замечательный местный песок и уникальная технология.

Самое сложное в производстве керамических изделий — это добиться, чтобы глазурь «дружила» с фаянсом. Раньше на изделиях были маленькие чёрные полосочки — так называемое кракле.

— На западе его использовали как декор, а на самом деле это внутренняя борьба черепка с глазурью. Несмотря на то, что кракле допустимо, у нас этого уже лет пять нет. Наш технолог что-то придумал, применил и никому это не рассказывает, — смеётся экскурсовод.

Все помещения производства остались в первоначальном виде со времён открытия.

В первом цеху техники смешивают в шаровидных мельницах глину, каолин, песок и воду — получается знаменитый семикаракорский фаянс.

Цех Семикаракорской керамики

Фаянс делается двух видов — жидкий, консистенции густых сливок, который по трубам поступает на участок литья, и фаянс очень прочный — формовочный, из которого формуется 30% от общего объёма всех изделий.

Семикаракорская керамика

В этот же цех приходит литьевое сушьё, или, проще говоря, обрезки. Получается, что производство работает без отходов.

Безотходное производство

Затем наступает черёд формовки. Лишь на этом участке производства стоят полуавтоматы, которые за доли секунды формуют изделие, например миску, как в нашем случае. Шаблон задаёт толщину. Эту миску сегодня же перевернут на полусферу и отправят на сушку — это самая быстрая технология получения фаянсового изделия. Во время принудительной сушки изделие сохнет очень быстро, но не до конца — главное, чтобы оно сформировалось.

Производство Семикаракорской керамики

Производство Семикаракорской керамики

Производство Семикаракорской керамики

Производство Семикаракорской керамики

Жидкий фаянс или, как его называют профессионалы, шликер, отправляется на участок литья. Он работает с 6 утра. В формы шликер заливается из обычного шланга. Гипс, в который заливается жидкий фаянс, гигроскопичен — он впитывает в себя воду и через определённое время образуется черепок. Когда этот черепок достигнет заданной толщины — не менее 5 миллиметров, — лишний шликер начнёт выливаться. В форме эта масса остаётся до утра. Изделие достанут лишь утром.

Заливка

«Семикаракорская керамика» — единственное предприятие в России, где делается ажурный резной фаянс. Его изготавливают вручную. Изделие сохнет до белого цвета 5 дней.

ажурный резной фаянс

ажурный резной фаянс

Далее нужно убрать швы, неровности, натёки. Этот процесс называется замывкой, главное в нём — усидчивость мастеров. Их руки целый день находятся в воде. На этом этапе изделие очень хрупкое, стоит чуть-чуть надавить — и появляется трещина. А работа на предприятии сдельная: сколько замыл, столько и получил. После замывки изделие становится гладким, его называют сырцом.

Семикаракорская керамика

Каждый сырец перед обжигом мажут керосином, чтобы выявить трещины, которые не увидишь невооружённым глазом.

Семикаракорская керамика

После проверки керосином изделия отправляются в газовую печь вагонного типа. По рельсам они заезжают внутрь с одной стороны и выезжают с другой. Это первый «утильный» обжиг. С первого взгляда может показаться, что на сушку черепки отправляются беспорядочно, но это не так. У каждого изделия своё место. Газовые печи — это открытый огонь, поэтому сложные изделия уходят внутрь, а ближе к краю остаются те, которые хорошо держат форму, — менее ажурные. Это принцип утильной печи. Как уверяет мастер этого цеха, правильно расставить изделия на обжиг — большое искусство. Обжигается изделие 8 часов при температуре 1250 градусов.

Семикаракорская керамика

После обжига изделие около 8 часов остывает в печи. Затем поддон с керамикой отправляют в другой цех, где другой контролёр ещё раз проверяет её на брак с помощью фуксина — слаборазведённого красителя.

Семикаракорская керамика

Качественные черепки получают на донышко печать «Сделано в России. Ручная работа».

Семикаракорская керамика

Семикаракорская керамика

После получения заветной печати черепок отправляется на роспись и расписывается в соответствии с образцом.

— Рисунок принимается тремя художественными советами — местным, областным и столичным. Лишь тогда присваивается статус «Изделия народно-художественных промыслов России». После этого рисунок можно переносить на кальку и использовать как образец для росписи, — рассказала о производственных нюансах наш экскурсовод. — Черепок расписывается от начала до конца, а затем на донышке мастер записывает свою фамилию и фамилию художника, который придумал этот рисунок. Во время росписи мастера должны повторить мазковую подглазурную роспись. Их задача сделать не хуже и не лучше, один в один — это очень кропотливая ручная работа.

Семикаракорская керамика

Семикаракорская керамика

Во время росписи олимпийских сувениров очень важно оставить свободное место для нанесения деколя «Сочи-2014» — это обязательное условие олимпийского комитета. Нельзя ни вправо, ни влево — это называется охранным местом логотипа. После нанесения деколя изделие ещё раз обжигают.

Семикаракорская керамика

Семикаракорская керамика

— Мы работаем немецкими и итальянскими красками, у нас их огромная палитра. Сейчас одного только зелёного цвета больше десятка оттенков, а раньше их было всего два, — обратила внимание на разнообразие красок Вера.

Семикаракорская керамика

После росписи изделие глазируется. Пульфон равномерно распределяет глазурь, образуется белый налёт, который только в печи вплавится в черепок, и получится подглазурная роспись.

Семикаракорская керамика

После глазировки изделие проходит второй обжиг — политой. На сей раз температура в печи устанавливается чуть меньше — 1200 градусов, но всё те же 8 часов уходит на обжиг и ещё 8 часов на то, чтобы остыть.

Семикаракорская керамика

Деколь «Сочи-2014» наносится дополнительным третьим обжигом.

Семикаракорская керамика

Потом изделие попадает на участок сортировки и упаковки, с него на склад, а оттуда в магазины.

Семикаракорская керамика

— Какое изделие вы купили в магазине, таким оно и останется, пока вы его не разобьёте, — уверила нас Вера.

Есть на семикаракорской фабрике спеццех, который занимается очень маленькими, штучными заказами. К каждому клиенту художники подходят в индивидуальном порядке. В этих мастерских есть изделия, которые мало кто видел, например сервиз «Раки», который выпускается по спецзаказу для губернатора Ростовской области. Этот набор он дарит от своего имени особым гостям. Также среди заказчиков Ростовская епархия и областная ГИБДД.

Семикаракорская керамика

Семикаракорская керамика

Семикаракорская керамика

Как оказалось, процесс создания семикаракорских кружек, тарелок и прочей посуды очень трудоёмкий и небыстрый — полтора месяца. Отсюда и цена. К примеру, чайный набор на шесть персон «Яблочный спас» стоит 5200 рублей, а авторские работы и того дороже — столовый набор «Рождественский» мастера оценили в 18500 рублей.

Несмотря на столь высокие цены, «Семикаракорская керамика» не получает большой прибыли — как говорится, держится на плаву.

Анастасия Ланг