Станица Кривянская известна не только в Ростове и области. Кривянские помидоры хорошо знают москвичи, питерцы и жители средней полосы России. За сезон кривянцы выращивают на своих приусадебных участках около 50 тысяч тонн томатов. Всего в станице проживает чуть больше 15 тысяч человек.
Выращиванием помидоров в таких, почти промышленных, масштабах станичники занимаются уже четверть века. За эти годы словосочетание «кривянский помидор» стало узнаваемым брендом во многих регионах страны. Но поначалу москвичи, удивленные массовым появлением на рынках столицы удивительно вкусных томатов, всерьёз спрашивали: «А где это — республика Кривянка? Она больше Грузии»?
Уникальны кривянские помидоры тем, что они одновременно сочетают в себе качества грунтовых и тепличных. Причём, лучшие качества. Они вкусны и ароматны как грунтовые, при этом красивы и транспортабельны как тепличные. Выращивают их в так называемых «балаганах»: каркасных сооружениях, обтянутых полиэтиленовой пленкой. То есть, растут томаты, что называется, «на земле», но в особом микроклимате: при специальном капельном орошении и прочих агротехнических хитростях, в которых кривянцы считаются непревзойденными ассами.
Есть ещё два секрета. Первый — природный: станичная земля как нельзя лучше подходит для этих капризных растений. Всё дело в составе грунтовых вод, насыщенных необходимыми именно для помидоров микроэлементами. Второй — человеческий: кривянцы привыкли добиваться экономического благополучия трудом «на себя», а не ожиданием того, что о них позаботятся чиновники из района, области, министерства или правительства. О власти разного уровня станичники говорят одно: лишь бы не мешали.
Именно по этой причине многие из них не хотят называть свои фамилии, хотя охотно говорят о вложениях и прибыли.
— Мы в начале каждого года вкладываем почти 100 тысяч рублей в будущий урожай, — рассказала одна из станичниц, — на закупку семян, плёнки и удобрений. В «минус» не уходили, но и «плюсы» последние несколько лет оставляли желать лучшего. Евросоюз и Турция поставляли в Россию невкусные, но дешёвые помидоры, заполонившие рынки и магазины. Конкурировать сразу с Западом и Востоком мы не могли. Я рада, что от одного — западного — конкурента мы, благодаря санкциям, избавилась.
Хозяйства в Кривянской индивидуальные. На каждом приусадебном участке ежегодно высаживается от 5 до 15 тысяч помидорных кустов. Плодоносят они с конца мая по октябрь, в среднем обеспечивая хозяев 35-40 тоннами плодов за сезон.
Реализация продукции происходит, в основном, двумя способами. Первый, самый распространенный, — это продажа непосредственно возле собственного дома. Перед двором выставляют «рекламу»: кладут на табуреты несколько помидор и ждут скупщиков. На «Газелях» и других малых грузовичках подъезжают шахтинцы и ростовчане. На фурах — дальнобойщики: москвичи, владимирцы, питерцы, рязанцы. Большинство из них — среднее звено между производителем и покупателем: они скупают томаты у кривянцев и продают на оптовых рынках розничным торговцам. Некоторые станичники предпочитают сами ездить в Москву и Подмосковье со своим товаром и лично продавать его на оптовых рынках.
В январе в станице появилась фирма «Кривянский помидор». Открыла его местная жительница Надежда Сукачёва, став индивидуальным предпринимателем. Семья Сукачёвых много лет выращивала помидоры на своем участке, продавая их обычным для Кривянской способом. Но подумав, решила расширить бизнес. По мере необходимости индивидуальный предприниматель в добавок к своим томатам скупает овощи у земляков, пакует их в фирменные коробки и поставляет заказчикам. Уже в этом году «Кривянский помидор» торговал с петербургской и белгородской овощными базами, отгрузив им в общей сложности около 100 тонн.
— Понимаю, что это малые масштабы, — поясняет Надежда Сукачёва. — И, конечно, мне бы хотелось увеличить поставки и расширить рынок сбыта. Мне не нужна финансовая поддержка от государства — мы в Кривянке сами умеем зарабатывать деньги. Но есть другая проблема: у нас мало заказчиков, мы не знаем тех «тропинок», по которым надо двигаться в сторону расширения поставок. О нас не знают. Частные, хоть и оптовые, заказы нерегулярны. Хочется стабильности. Поставлять мы можем много больше и дальше — был бы спрос. Помидоры наши экологические чистые и вкусные, но пока они завоевали только рынки. Я специально стала индивидуальным предпринимателем, чтобы сотрудничать с сетями супермаркетов, но их руководители отвечают: нам ваши помидоры не есть, а продавать, импортные дешевле. И ведь зарубежные овощи, в которых полно химикатов, попадают на стол в детские сады и школы. Дали бы нам государственный заказ, хотя бы на уровне области на поставку помидоров в такие учреждения, и всем было бы выгодно: и нам как отечественным производителям, и детки не травились бы химией.{{voter}}
...Мало кто из российских фермеров, да и любых других производителей говорит государству: нам не нужны субсидии, налоговые послабления и прочие финансовые «костыли», мы и без них крепко стоим на ногах. Только купи, дорогое государство, нашу продукцию и накорми ею своих граждан. Ограничения на ввоз в Россию части продуктов импортного производства уже действует. Но неповоротливая государственная машина пока не спешит развернуться в сторону своих. Многие кривянские фермеры, подобно Надежде Сукачёвой, готовы «выйти из тени». Но при одном условии — выгоде.