На территории Ростовской области компримированный (сжатый) природный газ доступен практически так же, как бензин. В настоящее время в регионе работает 12 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС): по две станции в Ростове, Таганроге и Сальске, и по одной — в Азове, Аксае, Батайске, Волгодонске, Новочеркасске и Шахтах.
Сергей Куприянов на старте ралли-рейда Золото Кагана
Развитием газозаправочной инфраструктуры в Ростовской области занимается специализированная компания «Газпром газомоторное топливо». К концу 2023 года компанией запланировано строительство 44 новых инфраструктурных объектов на территории Ростовской области: 12 газовых заправочных станций и 32 модуля заправки на существующих заправках. Таким образом, газозаправочная сеть в 2023 году превысит 50 единиц.
По статистики, Ростовская область входит в число лидеров по числу транспорта, работающего на природном газе. Общее количество техники, включая частные компании, составляет примерно 10 500 единиц. Из них 7000 автобусов, остальное — дорожно-коммунальная техника.
Почему же природный газ так популярен? Это экологичное, экономичное и безопасное моторное топливо. При использовании природного газа в несколько раз снижается количество вредных выбросов, что положительно сказывается на экологии. В классификации горючих веществ по степени чувствительности, которую составило МЧС России, природный газ отнесен к самому безопасному, четвертому классу. Стоит отметить, что бензин относят к третьему классу безопасности, а пропан-бутан — ко второму. Дополнительной гарантией безопасности являются современные газовые баллоны из композитных материалов, которые имеют маленький вес и повышенную прочность.
Пилот газового КАМАЗа Сергей Куприянов
Практически все водители знают, что основное преимущество природного газа — это его экономичность. Средняя цена за 1 кубометр компримированного природного газа по России составляет от 9 до 15 рублей. Расход у бензина и природного газа равный, а это значит, что при переходе на газомоторное топливо, затраты снижаются в 2-3 раза. К кому же увеличивается срок службы двигателя, так как природный газ не смывает масляную пленку с поршней, не образует нагара на двигателе.
Для демонстрации эффективности газомоторного топлива создан проект «Газовый "Камаз"». Уточним, что «Газовый "Камаз"» — это специальная модель спортивного грузового автомобиля, в котором в качестве моторного топлива используется природный газ. Цель проекта — демонстрация преимуществ природного газа в качестве моторного топлива.
Первый спортивный грузовик «Камаз», работающий на газу, был представлен в 2013 году на ралли «Шёлковый путь». Большегруз прошёл по маршруту Москва — Тамбов — Волгоград — Элиста — Астрахань. Общий километраж составил 4097 километров, из них 2822 километра — это скоростные участки по пересеченной местности. В гонке приняли участие более сотни спортсменов из 27 стран мира, в том числе 26 экипажей грузовиков. Газовый «Камаз» менее чем за 42 часа преодолел все семь этапов гонки. Экспериментальный автомобиль чувствовал себя уверенно в любых условиях, газовое оборудование работало надежно. По итогам гонки в общем зачёте грузовых автомобилей экипаж занял восьмое место.
Особенность конструкции газового «Камаза» в том, что в центральной части кузова на раме между топливным баком и кабиной расположены четыре баллона с сжатым природным газом. Вместе с ними в грузовике работает система трубопроводов, редуктор и специально доработанный топливный насос высокого давления. Благодаря применению природного газа достигается более полное сгорание топлива, что приводит к уменьшению дымности. Расход топлива сокращается на четверть, экономия составляет 15%.
В новом сезоне первое испытание проходили на международном ралли-марафон Africa Eco Race-2015, который принёс «серебро» в классе грузовиков. Газовый «Камаз» стал первым гибридом в категории грузовиков за всю историю ралли.
По словам пилот газового «Камаза» Сергея Куприянова, участие газодизельного «Камаза» в африканском ралли демонстрирует, насколько газобаллонное оборудование надежно и безопасно в применении.
— Система проходит испытания в самых жёстких условиях — палящие солнечные лучи, характерные для пустыни температурные перепады, динамические нагрузки. Для нас важно, чтобы автомобилисты на деле видели, что топливо, которое они выбрали для своего автомобиля действительно безопасно, — поделился своим мнением Сергей Куприянов.
Российский чемпионат для газового «Камаза» в этом году начался с традиционного ралли-рейда «Золото Кагана-2015», который проходил в Астраханской области с 15 по 18 апреля.
По словам пресс-секретаря председателя правления ОАО «Газпром» и пилота газового «Камаза» Сергея Куприянова, гонка в Астрахани порой была сложнее африканского ралли. Из 1100 километров трассы, спецучастки составляли 800 километров, и прохождение по них требовало максимальной концентрации от участников. Однако экипаж газового «Камаза» справился на «отлично», обогнав нескольких титулованных соперников и в итоге занял 4 место в общем зачёте среди 29 участников.
Благодаря использованию природного газа, грузовик стал легче в управлении — лучше тянул на низких оборотах и быстрее выходил на максимальную мощность. Газовый «Камаз» в очередной раз доказал, что природный газ — это эффективное, надежное и технологичное топливо!