Транссексуалов многие люди ошибочно причисляют к извращенцам. На самом деле транссексуализм — это не психическая болезнь, это аномалия половой идентичности, причём редкая — 1 случай на 35 тысяч человек. Люди, которым суждено с этим жить, несчастны: дисгармония между телом и духом не даёт им возможности полноценно радоваться жизни.
Журналист donnews.ru побывал в лечебно-реабилитационном научном центре «Феникс» и поприсутствовал на консилиуме, где решалась судьба 34-летней пациентки, желающей сменить пол с женского на мужской.
В то время как врачи центра изучают историю жизни, переживаний и результаты обследования пациентки, в коридоре сидит молодой человек. Внешне он ничем — ни одеждой, ни стрижкой — не отличается от других парней, каких тысячи на улицах. Единственное, на что можно было бы обратить внимание, — полное отсутствие щетины на щеках, но такие вещи обычно замечают только специалисты.
На самом деле молодой человек — женщина. Её зовут Елена, и в Ростов она приехала, чтобы получить экспертное заключение о возможной смене пола. Только после тщательного обследования врачи-психиатры могут дать разрешение на проведение подобной операции.
Елена рассказывает, что с детства ощущала себя мальчиком, отказывалась надевать платья и бантики, чем очень расстраивала маму, не любила кукол, а играть предпочитала с мальчишками.
Став постарше, девочка стала носить только мужскую одежду, коротко стричься. Естественно, понимания среди сверстников девочка-мальчик не получала. Поэтому учёбу Елена бросила, отучившись восемь классов.
— Для психиатра важно не только в какой одежде ходит пациент, не то, представителем какого пола он представляет себя окружающим. Нам важно выявить признаки и конкретные симптомы, проследить их развитие в течение жизни, понять, какова тяжесть переживаний человека — рассмотреть проблему как единое расстройство. Почему так важен диагноз? Потому что за разрешением о смене пола обращаются и при шизофрении, и при трансвестизме, и даже при редких формах эпилепсии. Поэтому на нас лежит огромная ответственность за судьбу и здоровье человека, — комментирует главный врач лечебного центра Ольга Бухановская.
Елена не вдруг решила сменить пол, она всю жизнь шла к этому. Девушка никогда не сомневалась в том, что она на самом деле мужчина, «запертый в женском теле». Ей всегда нравились девушки, а с мужчинами она только дружила. Причём друзья Елены знают её как Сергея, в тайну посвящены только несколько человек.
В день консилиума в клинику звонила мама Елены. Женщина до сих пор не может принять то, что происходит с её дочерью... Плачет, но против операции уже не возражает, хочет лишь, чтобы её ребёнок был счастлив.
У Елены большие планы: как Сергея её знают в её родном городе, где она выступает в ночных клубах. В планах Елены стать прославленным певцом, и даже есть возможность снять видеоклип... Только вот нужно сначала сделать операцию, чтобы слушатели узнали её именно как исполнителя-мужчину.
— Для пациентов-транссексуалов характерна нереализованность в жизни, — рассказывает Ольга Бухановская. – Они не могут раскрыть таланты, которыми одарила их природа, и это связано с неприятием себя в своём биологическом теле. Полностью раскрыться они могут только после операции, когда становятся теми, кем себя чувствуют.
Девушка рассказывает, что её переполняет недовольство своим телом, доходящее до ненависти. Она уже стала подумывать о самоубийстве. Последней каплей стало расставание с любимой женщиной...
Хотя лечащий врач подробно изложил все сведения о жизни пациентки, консилиум скрупулёзно интересуются подробностями её состояния и переживаний.
По словам Ольги Бухановской, ежегодно в клинику обращаются пациенты с той же проблемой, что и у Елены. Причём в России по статистике чаще хотят сменить пол женщины, а за рубежом наоборот — мужчины. Основатель центра покойный профессор Александр Олимпиевич Бухановский одним из первых отверг убеждение, что трассексуализм — это извращение, описал проявления транссексуализма, последовательность его развития и выделил показания, по которым возможно дать разрешение на операцию.
— Нельзя толерантность к сексуальным меньшинствам приравнивать к распущенности и вседозволенности, — подчёркивает Бухановская. — И меня настораживает тот факт, что в США транссексуализм вычеркнули из классификации психических заболеваний, заменив его определением «лицо, которому некомфортно в своём теле». Это расширит круг пациентов, которым проведут операцию без веских на то показаний.
После завершения консилиума пациентка получила разрешение на смену пола. Теперь ей предстоит гормональная терапия и хирургическая коррекция.
По словам Ольги Бухановской, делают такие операции и в нескольких клиниках Ростова.
— У каждого специалиста свои расценки, которые зависят в том числе и от вида операции. Мы направляем пациентов к тем специалистам, которые делают свою работу качественно, а пациент сам принимает решение.
После операции Елене предстоит пройти и через юридические формальности — сменить паспорт и другие документы — и уже официально носить имя Сергей.
Выдав заключение, доктора впервые обращаются к пациенту в мужском роде и пожимают ему руку. Сергей счастлив и не скрывает этого.