Top.Mail.Ru
11,72₽
92,24₽
85,00₽

Убирать мусор с улиц мешают брошенные машины, собаки и сами ростовчане

Один день с бригадой мусоровоза

Donnews.ru продолжает спецпроект о профессионалах «Один день с...». В этот раз журналист провёл рабочую смену с бригадой мусоровоза.

В 04:15 на базе «Чистого города» на Ахтарской, 8, возле проходной меня встречает Владимир Скачедуб, водитель мусоровоза, на котором мне предстоит сегодня совершить вояж по Ростову, чтобы своими глазами увидеть, как его убирают от мусора.

Владимир уже прошёл обязательную проверку на алкотестере, а значит, через несколько минут будем выезжать на маршрут.

База «Чистый город»

Пока я стою на проходной под накрапывающим дождиком, мимо меня проезжают один за другим мусоровозы — утренняя смена началась. Наконец подъезжает огромный, радостно-жёлто-зелёный Volvo, и я взбираюсь в кабину. Мы едем втроём — я, Владимир и Александр Михайленко, подсобный рабочий. Маршрут пролегает через центр Ростова, начинают уборку мусора всегда отсюда, потому что буквально через два часа проехать через центр станет невозможно — горожане выедут на работу, припаркуют на тротуарах свои авто.

— Поэтому и приходится так рано выезжать, — объясняет Владимир.

В этот момент мы проезжаем узкий переулок, вдоль тротуаров которого небрежно припаркованы машины. Управлять в таких условиях мусоровозом, который в порожнем состоянии весит около 15 тонн, — ювелирная работа.

— Не боитесь задеть припаркованные авто? — спрашиваю у Владимира.

Он смеётся и говорит, что тут ещё проехать легко, бывает, приходится протискиваться на расстоянии сантиметра.

— А вообще, конечно, неправильно припаркованные машины очень мешают работать.

У Владимира огромный водительский опыт, кроме того, он прошёл дополнительную стажировку, когда пересел на новый мусоровоз, который, несмотря на внушительные габариты, оснащён автоматической коробкой передач и ведёт себя очень послушно. Кроме того, в кабине установлен специальный монитор, который передаёт изображение с задней стороны кузова и позволяет держать ситуацию под контролем.

За разговором въезжаем на улицу Чехова, где возле мусорных баков ростовчане горой навалили крупногабаритный мусор. Владимир и Александр занимаются сбором именно такого мусора, а также выгрузкой огромных контейнеров, которые называют «бункеры». Привычные всем небольшие контейнеры вывозят уже другие машины.

Владимир и Александр начинают собирать доски, части от старого дивана, и тут у них появляется неожиданный помощник. Мужчина, скорее всего без определённого места жительства, принимается грузить мусор в машину.

Нежданный помощник

Поблагодарив его, мы отъезжаем дальше.

Город ещё не проснулся, улицы в основном пусты. Но мимо всё-таки проносятся машины, поэтому я очень удивляюсь, увидев женщину, судя по виду, уже идущую на работу. Женщина с независимым видом идёт прямо по проезжей части, игнорируя чистый, пустой тротуар. Спрашиваю, часто ли ночные (или, скорее, уже утренние) прохожие ведут себя странно.

— Чего только не увидишь, — рассказывает Владимир. — Особенно в выходные, часа в четыре утра, когда закрываются ночные клубы. Особенно в Пролетарском районе. Причём большинство — девочки. Там такие концерты можно увидеть...

Подъезжаем к очередной площадке. Тут стоит огромный бункер, доверху наполненный мусором. Возле него — ёлки. Удивляюсь: неужели ещё выносят?

— Ёлки будем возить до лета, — смеётся Владимир. — Тут хоть к контейнеру принесли, а во многих дворах просто в кучу свалены. Вот начнут дворники дворы перед Пасхой чистить и отнесут их на площадки. Перед Пасхой — горячее время будет.

Огромный жёлтый бункер тем временем цепляют цепями к механизму мусоровоза и начинают поднимать.

Мне кажется, что тяжёлый контейнер вот-вот сорвётся с цепей, но меня спешат успокоить: машина рассчитана на определённый вес и в случае перегруза просто не станет поднимать контейнер.

Владимир управляет механизмом с помощью кнопок на панели кузова. Впрочем, можно управлять механизмом и из кабины.

— Это вообще умная машина, — улыбается Владимир.

Бункер пуст, Александр собирает лопатой мусор, оставшийся на асфальте. Умная машина тем временем перемалывает огромными жерновами доски и части дивана и одновременно прессует их.

В 06:00 Владимир включает радио — послушать гимн России.

— Один патриот на весь гараж, — улыбается Александр.

Владимир же объясняет, что каждое утро слушает гимн, чтобы прикинуть по времени, не опаздывают ли они с уборкой. Спрашиваю, есть ли какой-то определённый распорядок?

Оказывается, что нет. Но центр города нужно объехать до образования пробок. А потом — дальше по маршруту. Участок Владимира и Александра — Пролетарский, Кировский и Ленинский районы.

Объезжаем ещё несколько точек, собираем оконные рамы, коробки, доски и множество диванов.

— Сегодня опять день диванов, — шутит Владимир. — Народ разбогател — мебель выкидывает.

Тем временем машина заполнена, нужно ехать на полигон — выгружаться. Едем на Западный, уже в довольно густом потоке машин.

На полигоне заезжаем на огромные весы, а потом по размокшей глине подъезжаем выгружаться.

Обходчик с фонариком указывает место, где высыпать мусор. Я решаю сфотографировать процесс и выпрыгиваю из машины на землю. Правда, оказывается, что под ногами никакая не земля, а месиво из глины и мусора.

Сделав несколько фото, быстро заскакиваю обратно в машину. Смотрю кругом — полигон кажется бесконечным, сюда свозят мусор со всего Ростова. Владимир рассказывает, что этот — действующий, а есть ещё два, уже закрытых, неподалёку. Потихоньку выезжаем. Вижу здание, где после выгрузки мусора его сортируют рабочие. Оказывается, это перерабатывающий завод.

— Но сюда мусор привозят только из маленьких контейнеров, а потом уже сортируют и что-то перерабатывают.

Спрашиваю: как, по мнению Владимира и Александра, будет ли толк, если, как планируется, в Ростове поставят контейнеры для раздельного сбора мусора?

— Ничего не выйдет. Вы же видели, как наши граждане поступают с мусором? — уверенно говорит Александр.

Александр Михайленко

У Владимира тоже сомнения:

— Уже пытались ставить отдельные контейнеры для пищевых отходов, но ничего не вышло, и их отменили. Хотя не знаю, люди меняются, может, и получится, но это же дома нужно сортировать... Но я бы сортировал.

Владимир Скачедуб

Подъезжаем снова на весы — оказывается, мы выгрузили 11 тонн мусора. Снова едем на участок. Движение в городе уже затруднено. Ростовчане спешат на работу и постоянно норовят, рискуя своей жизнью, подрезать огромный мусоровоз. Водитель Lada, например, несмотря на то, что мы едем близко к тротуару в правом ряду, обгоняет нас, исполняя чуть ли не цирковые трюки: два колеса на тротуаре, два на дороге.

Он даже не думает о том, что из высокой кабины мусоровоза его совсем не видно, да и в голову нормальному человеку просто не придёт, что кто-то может совершать такие манёвры. В общем, рискуя оказаться под колёсами 15-тонной махины, довольный водитель Lade теперь гордо тащится в той же пробке, но уже впереди мусоровоза...

А мы тем временем снова на участке. В переулках очень много бездомных собак. Спрашиваю: не доставляют ли собаки беспокойства, не нападают ли?

— Нет, не нападают. Правда, проблем от них много — растаскивают мусор из пакетов по всех округе. Но один раз рано утром мы видели, как они нападали на женщину. Привязались — и всё тут! Нам пришлось их лопатами отгонять...

Мне рассказывают, что есть один бункер, где собак целая стая — их подкармливает одна сердобольная женщина. Когда подъезжаем на место, собак действительно много, а среди них сука с щенками. Правда, завидев шумный мусоровоз, животные бросаются врассыпную. Также рассыпаны по округе следы их возни в контейнерах — мусор на деревьях, кустах, траве.

Мусор, растасканный собаками

Растаскивают собаки и мусор, кучками сложенный на углах переулков в частном секторе.

В частном секторе, в Александровке например, пакеты с мусором уже давно вешают на деревья или на специально вбитые в землю шесты. Такие «кучки» собирает специальная машина — «почасовка». Раньше она ездила ровно в 09:00, но теперь совершает несколько рейсов за день — не всем удобно выносить мусор в это время.

В «Чистом городе» у всех свои обязанности. Каждая машина выполняет определённую функцию, Volvo Владимира и Александра вывозит только крупногабаритный мусор и опорожняет бункеры. Небольшие контейнеры освобождают другие мусоровозы Volvo и MAN. Ну, а маленькая Volvo-«почасовка» собирает такие вот «кучки».

Мы тем временем выгружаем очередной контейнер, к которому никак не подъедешь, не перегородив проезд. Большинство ростовчан относятся с пониманием и объезжают по ближайшим улицам. Вот и полицейская машина, оценив обстановку, спокойно разворачивается и уезжает.

Но бывают и более нервные граждане — начинают скандалить и угрожать, хамить.

Бывают хамы и другого рода. Мы только что убрали контейнерную площадку от мусора и опорожнили бункер. Подъезжает мужчина, чтобы выкинуть ковёр и ёлку. Ковёр он, как и положено, бросает в контейнер, а ёлку почему-то кладёт рядом на асфальт. Только после замечания мужчина выбрасывает свой мусор как полагается. Но это ещё цветочки, в таких случаях горожане могут кинуть пакеты с мусором прямо под ноги и ещё нагрубить.

На другой площадке бункер переполнен, а мусор рассыпан по земле. Владимир и Александр удивлены: вчера, как обычно, всё вывезли подчистую. Оказывается, кто-то сгрузил в контейнер строительный мусор и даже целый шифоньер со стеклянными дверцами. Наблюдаю, как вместе с тяжёлыми мешками с битым кирпичом старый шкаф крошится под натиском жерновов в чреве машины.

Вывозить строительные отходы положено на полигон. Но это хлопотно и стоит денег, поэтому мусор возят целыми «Газелями» и вываливают в контейнеры, а то и вовсе вывозят на несанкционированные свалки.

Спрашиваю своих спутников: как бы они наказывали таких нерадивых граждан?

— Да как их наказывать? Такие свалки же не простые люди содержат... — вздыхает Владимир.

— Оштрафовать на хорошую сумму одного-другого, а потом заставить вычистить весь мусор. И люди, может быть, задумаются. А сейчас разве штрафуют? Штрафы только на стене написаны, — сетует Александр.

Тем временем мы объехали ещё несколько точек, и маршрут близится к концу, да и машина уже заполнена. Нам снова предстоит путь на полигон. По дороге проезжаем контейнеры, которые уже чистили, и собираем вновь появившиеся доски, коробки и оконные рамы. Навстречу едет контрольная машина инженера участка — он объезжает территорию и сообщает, если где-то требуется забрать что-нибудь ещё.

Вообще, контроль за машиной и работой сотрудников осуществляется постоянно — в кабине установлены специальные самописцы, которые постоянно фиксируют её передвижения, скорость (не больше 60, как и положено в городе), а также время остановок.

Снова едем на полигон, проезжаем набережную.

—Вот фонтан построили, музыкальный. Я когда услыхал, сколько он стоит, очень удивился. За такие деньги я представлял себе что-то более красивое. А тут просто круг, и из земли струя воды...

Пока едем к полигону, я задаю свой главный вопрос: довольны ли Владимир и Александр своей работой?

— Работа, конечно, тяжёлая, но есть определённые плюсы. Например, зарплата, — говорит Владимир.

Сколько именно платят, он назвать отказывается, но говорит, что «зарплата очень достойная». Мне остаётся только теряться в догадках — в первый раз вижу, чтобы человек был полностью доволен своей зарплатой.

Владимир отмечает и удобный график — неделю работает, неделю дома. У Александра график другой — 6 дней рабочих, один выходной. Но тут всё индивидуально, графики у всех сотрудников разные.

В свободное от работы время Владимир и Александр любят рыбалку.

— Рыбачим где только можно. Сейчас же много ограничений, и на лодке просто так не поплаваешь. Ездим рыбачить на платные водоёмы. Конечно, можно купить рыбку в магазине, но самому поймать приятнее.

Спрашиваю, давно ли они работают в «Чистом городе». Оказывается, всю жизнь. Раньше, правда, предприятие называлось по-другому, но уже лет пять Владимир и Александр сотрудники «Чистого города», чему рады.

— Стало намного легче работать. Машины теперь современные, импортные — Volvo, MAN. А раньше были только «ЗИЛы» отечественного производства.

Спрашиваю, как относятся знакомые к их работе.

— Мы своей работы никогда не стеснялись. Все наши знакомые относятся к ней нормально.

Заезжаем на полигон. При свете дня он выглядит совсем по-другому. Бескрайние просторы, заваленные мусором, и просто полчища жирных чаек, чёрных ворон и снующие собаки.

В этот раз я предпочитаю делать фото, не выходя из кабины.

Выгружаемся, а тракторы уже наготове — ровнять слой мусора. Потом его пересыплют глиной. Как рассказал Владимир, тут какая-то особая технология — глина не позволяет отходам попадать в подземные воды.

Снова взвешиваемся, на этот раз мы вывезли чуть больше 10,5 тонны. То есть за смену — почти 22 тонны. И это только одной машиной.

Смена заканчивается. Возвращаемся на базу «Чистого города», где Владимир и Александр сдают отчёт и ставят машину — перед новой сменой, которая начнётся опять в начале пятого утра, её нужно вымыть и заправить.

Алина Ключко