Мало кто знает, что недалеко от центра Ростова налажено производство осетра. Тысячи рыб плещутся в огромных бассейнах, а затем поступают на прилавки ростовских магазинов и в рестораны города. О тонкостях довольно специфического бизнеса, который начинает приносить доход лишь спустя два года с момента старта, рассказал директор предприятия Олег Абакумов.
Директор предприятия Олег Абакумов
— Мне была интересна сама технология установки закрытого водоснабжения. К тому же у меня были свободные помещения. Я не рассматривал новый проект по разведению осетра как расширение своего бизнеса. Основной бизнес — это производство чистой воды под известным брендом, — рассказал Олег Николаевич. — У нас есть хорошая лаборатория, и подумал: а почему бы не сделать своё рыбное хозяйство?
Несмотря на столь специфическое производство, образование у Олега Абакумова вполне обычное — экономическое.
— Этого достаточно, — смеётся Олег Николаевич. — Когда я задумал заняться осетром, начал самостоятельно всё узнавать, что и как делается. При желании можно изучить любое дело.
Началось всё два года назад с покупки небольшого количества мальков в Зерноградском районе Ростовской области и в Краснодаре. Когда весь процесс был налажен (это было около года назад), закупили основную часть мальков. Уже сейчас рыбины набрали в весе до полутора килограммов.
— С момента рождения малька до момента его продажи как большой рыбы проходит около полутора лет. В продажу рыба поступает от двух килограммов, — рассказал директор.
Чтобы создать рыбе комфортные условия, нужно немного — вода, кислород и электричество. По большому счёту, это большой аквариум. Вода проходит через биореактор, очищается от продуктов жизнедеятельности, опять насыщается кислородом и возвращается в бассейн. Круговорот не останавливается никогда.
Для жизни рыб воду необходимо насыщать кислородом
Свою рыбу Абакумов уже поставляет в ростовские магазины и рестораны — только живой и под заказ.
— Нам звонят, мы погружаем рыбу в специальную машину для перевозки и отправляем её в ресторан или магазин.
Однако до поставки рыбы в большие ростовские супермаркеты предприятие ещё не доросло, да и нет у директора такой цели.
— 40-50 тонн осетрины в год — это не тот объём, чтобы сотрудничать с сетями. Как я уже понял, сбыт осетрины очень сложен. В один день востребованность колоссальная, а в другой день мы не продаём ни одной рыбы. Это очень специфический рынок, — признаётся Олег Николаевич и говорит, что с каждым днём рыба дорожает. — Та же сёмга, которая раньше стоила 350 рублей за килограмм, стоит 600-650 рублей. Возможно, что всё дело в санкциях, но утверждать не буду. Возможно, что начались поставки с Дальнего Востока. Поэтому расходы на транспорт увеличились. Соответственно, сёмга по цене стала близка к осетрине. Если раньше осётр считался рыбой для богатых, с большим кошельком, то теперь он идёт наравне с сёмгой. Сейчас в ресторане что стейк из сёмги заказать, что шашлык из осетрины — практически одинаковая цена.
Разумеется, в планах директора предприятия — наладить выпуск чёрной икры. Однако это получиться не раньше, чем через четыре года.
Температура воды в бассейнах измеряется постоянно
— Для этого потребуется переоборудование производства — нужно закупить зимовальники. Рыбе необходимо искусственно создавать смену сезонов — зимы и лета, чтобы она понимала, что прошёл биологический год. Если мы начинаем уменьшать температуру содержания, рыба ощущает это как наступление зимы и следующего года. И где-то на четвёртый год роста она может давать икру.
Так, рыба в экспериментальном центре РАН в Кагальнике может давать икру до 3-4 раз в год. Учёные, обманывая природу, создают осетрам постоянную смену зимы и лета.
Всего в хозяйстве Олега Николаевича 48 бассейнов по 15 кубов каждый. В них живут около 20 тысяч рыб. Примерно 3-4 тысячи уже готово к продаже. В ближайших планах бизнесмена — начать переработку осетра.
В каждом бассейне живут от 300 до 500 рыб
— Продавать то количество рыбы, которое у нас сейчас есть, не очень рентабельно. Для рентабельности нужна переработка или, проще говоря, производство балыка, соленьев, копчёностей и рыбной нарезки в упаковке. Думаю, к весне у нас всё получится.
Разведением осетра на производстве не ограничились. Полным ходом идут эксперименты по выращиванию других рыб. К примеру, клариуса, который вырастает за три месяца, то есть товарную рыбу можно получить и продать гораздо быстрее. Так же эффективно можно разводить тилапию и клариевого сома. Как оказалось, эти рыбы хорошо растут в закрытых помещениях. А сом, который прибыл в Россию из Африки, уникален тем, что дышит и лёгкими, и жабрами. Растёт сом до 5 килограммов, дальше выращивать его смысла нет. Выращивание других видов рыб позволит наладить беспрерывную переработку.э
Также в планах — запустить собственное производство кормов (пока закупаются бельгийские). Их будут производить из остатков рыбы, то есть получится безотходное производство. Следующий этап расширения — собственное производство малька. Реализация планируется на весну 2015 года.
На вопрос о цене бизнеса Олег Николаевич ответил довольно уклончиво:
— Тут нужно говорить не о том, сколько он стоит, хотя это приличные деньги: если условно брать минимальный комплекс — 12 бассейнов, — то их стоимость порядка 12 миллионов. Самое главное, что это «длинные» деньги. Два года нужно вкладывать деньги, а притока за это время не увидишь никакого.
Пока малёк вырастает в товарную рыбу, его цена повышается в разы. По словам нашего собеседника, если покупать осетра оптом, то за килограмм придётся заплатить 600 рублей, а на прилавок рыба попадает уже по 1000 рублей за килограмм. Себестоимость рыбы, разумеется, ниже — 300-350 рублей.
Прогуливаясь между бассейнами, Олег Николаевич рассказал, что рыбу кормят четыре раза в день, через каждые шесть часов. Зачастую бывает такое, что одна съест больше, а другая меньше. Так и вырастают лидеры. Раз в месяц все бассейны перебираются, и рыба распределяется по весу. В одном бассейне, в зависимости от веса, могут жить 300-500 рыб.
Есть в хозяйстве и «царская рыба». Именно такой на Руси считалась севрюга. Но, как оказалось, гордостью предприятия является не севрюга, а редчайшая белая белуга. Икра именно этой рыбы считается самой дорогой в мире. Да и цвет у неё не красный и не чёрный, а белый.
Редчайшая белая белуга
— Мы пока не можем определить, самец это или самка. Это станет возможно где-то через год. И если повезёт, то мы попробуем на вкус белую икру.{{voter}}
Согласно информации в интернете, магазины, где продаётся белая икра, можно пересчитать по пальцам. Например, в лондонском икорном бутике Caviar House & Prunier на Пикадилли она продаётся в коробочке из чистого золота. И за килограмм богачи выкладывают рекордную сумму — 25 тысяч долларов.