12,74₽
99,05₽
92,28₽

Таганрог первым в Ростовской области начнёт применять мастер-план и туристический код

Для чего городам дизайн- и туристические коды и мастер-планы?

В 2021 году в рамках фотопроекта «Моя декорация» в Ростове показали исторические здания без уродующих их балконов и вывесок.
В 2021 году в рамках фотопроекта «Моя декорация» в Ростове показали исторические здания без уродующих их балконов и вывесок.

Изменения внешнего вида современных городов всё чаще описывают такими терминами, как дизайн-код, мастер-план или туристический код. Что они означают и где в Ростовской области уже применяют эти коды и планы, разбирался donnews.ru

Для чего нужен туристический код?

Туристический код – это набор специальных правил и мероприятий, которые помогают городам принимать большее количество туристов.

Обычно код распространяется на отдельную, чаще центральная часть города с интересными и привлекательными местами для приезжих. Его основная задача — создать комфортные условия для пребывания гостей и сделать передвижение по городу максимально удобным.

Главный плюс такого кода в том, что, облегчая жизнь приезжим, власти и жители делают города удобнее и уютнее для местных.

Для этого в туристических центрах поселений создают условия для передвижения инвалидов или как их называют, особенных туристов. Помогают развиваться малому бизнесу – общепиту, торговле, в том числе ярмарочной. Разрабатывают проекты подсветки архитектурных памятников, мостов.

А ещё – не портят вид зданий крикливыми вывесками, устанавливают скамейки и антивандальные урны, уличные скульптуры, создают фотозоны и т.д.

Первым в Ростовской области создавать полноценный туристический код будут в Таганроге.

Этот город победил во всероссийском конкурсе Ростуризма. И часть из полученных призовых в размере почти 23 млн рублей в Таганроге потратят на строительство современных стационарных общественных туалетов в историческом центре.

В Таганроге действительно есть проблема с элементарной туристической инфраструктурой, рассказала «Эксперту-юг» депутат Городской думы Таганрога Елена Сирота.

«Работают два общественных туалета на весь город: один — возле сквера Петра, второй — в районе центрального рынка. Кроме того, у туриста должна быть информация, где он может прогуляться по Таганрогу. Это элементарные удобства, которые нужны гостю города», — сказала Елена Сирота.

Оставшийся выигрыш в городе в течение 2023 года потратят на закупку знаков туристской навигации, сцены для проведения мероприятий, нестационарных торговых объектов для организации ярмарок.

Что регулирует дизайн-код?

С появлением огромного количества наружной рекламы, облик городов заметно изменился. Разноплановые и яркие вывески часто закрывают окна, архитектурные элементы зданий, загромождают крыши, свешиваются с верхних этажей.

Для того, чтобы упорядочить этот визуальный шум, применяется дизайн-код.

Это документ, который определяет требования к внешнему виду рекламных конструкций, информационных табло, объектов навигации и других элементов, которые размещаются на улицах и фасадах зданий.

Он включает также специальные правила использования в городской среде разметок для маломобильных граждан и инвалидов.

Считается, что правильный дизайн-код делает города более узнаваемыми и тем самым влияет на туристический поток. Гостям важна особая атмосфера, которую код может выгодно подчеркнуть.

Дизайн-код для Ростова может появиться в 2023 году

Администрация Ростова планирует разработать дизайн-код города до конца 2023 года. При этом он возможно затронет не только центр.

В январе заместитель главы администрации города Андрей Дикун обещал, что ростовский дизайн-код будет в 3D-формате, его «разместят в интернете, чтобы каждый предприниматель и ростовчанин мог зайти и посмотреть».

Говоря проще, власти планируют создать в городе новый сервис, в котором можно будет узнать, какие, к примеру, вывески можно размещать на том или ином здании, а какие нельзя.

Примеры из жизни тех, кто уже внедрил у себя набор таких правил, показывают, что работать они начинают не сразу.

Например, мэр Москвы Сергей Собянин ещё в конце 2013 года подписал постановление о том, что любая организация столицы может установить на здании, которое занимает, только одну рекламную вывеску. И лишь к 2018-му году эксперты отметили, что эту норма стала исполняться повсеместно.

То, что дизайн-код — важный городской документ, может доказать размер штрафа за его неисполнение. В Краснодаре, к примеру, за самовольное размещение вывесок в историческом центре города он доходит до 50 тысяч рублей.

Зачем разрабатывать мастер-план?

Мастер-план – это идея, концепция долгосрочного развития, как правило, для отдельной части города.

Важное отличие мастер-плана от Генерального плана развития города заключается в том, в том, что мастер-план разрабатывают при участии различных групп горожан. Он ставит ограниченное число долгосрочных целей, так как для решения всех проблем попросту не хватит ресурсов.

Поэтому мастер-план, как отмечают эксперты, — это, скорее, своеобразный договор между горожанами и властью. Он обязательно должен быть понятен и доступен всем, а не узкому кругу профессионалов.

А Генплан, технический документ, имеющий силу закона, на его основе разрабатывается весь комплекс градостроительной документации. И адресован он в основном специалистам.

Первый мастер-план в Ростовской области тоже появился в Таганроге. Ростовские власти обещают разработать такой документ в 2023 году.

В апреле в Таганроге приняли мастер-план по развитию Пушкинской набережной и Градоначальнического спуска. Он станет основой для будущего проекта благоустройства этих территорий.

Документ обсуждался с активистами-общественниками, экспертами. В итоге родилась концепция реконструкции набережной. К примеру, её разделят на четыре условные зоны, для разных видов отдыха. В исторической части сохранят старинную брусчатку, рядом с Каменной лестницей создадут прогулочную зону, рядом с которой  благоустроят пляж, появится территория для спорта и скейт-парка.

Проблема с мастер-планом пока заключается лишь в том, что этот тип документов, в отличие от зарубежной практики развития городов, в нашей стране применяется не так давно и ещё не имеет официального статуса в нормативной базе. Но в Минстрое РФ обещали уже в 2022 году внести его в Градостроительный кодекс.

Одним словом, такие понятия, как дизайн- и туристический коды или мастер-план, связанные с изменением городов, описывают важные правила создания комфортных условий для их жителей. Делая что-то полезное для туристов, горожане и сами пользуются новыми возможностями. Участвуя в обсуждении планов реконструкции знаковых мест, в идеале, помогают сохранить лучшее и учесть интересы разных городских сообществ.