Top.Mail.Ru
14,22₽
108,46₽
103,05₽

Туристы, приезжающие в Ростовскую область, хотят доить коров и косить сено

Татьяна Нечепаева, генеральный директор компании «Рейна-Тур НТВ»

Татьяна Нечепаева. Фото из личного архива
Татьяна Нечепаева. Фото из личного архива

Этим летом большинство российских туристов из-за закрытых аэропортов и введённых санкций готовятся к отпуску внутри страны. Что Ростовская область может предложить туристам помимо казаков, почему власти и бизнес недостаточно продвигают туризм и как закрытые аэропорты повлияют на привлекательность региона этим летом, donnews.ru рассказала генеральный директор компании «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева.

Каждый регион думает, как выделиться

— Татьяна Владимировна, ждёте ли вы наплыва туристов в Ростовскую область этим летом?

— Если честно, то у нас впервые за несколько лет наконец-то стартовало раннее бронирование туров. Нынешняя ситуация открывает новые возможности для развития внутреннего туризма. Каждый регион думает, как выделиться, чтобы привлечь туристов. 

Закрытые аэропорты, конечно, сдерживают приток гостей. И сейчас наша целевая аудитория пока — это речные круизы и автотуризм. Туристы готовы приехать к нам поездом, но билетов нет, так как поездов явно недостаточно.

Я считаю, Ростовской области есть что показать. В Ростове появилось много пешеходных экскурсий, всё большим спросом пользуются иммерсивные экскурсии, экскурсии-квесты, уличные театры. Сегодня экскурсии совсем не такие, как были прежде. Люди хотят эмоций, хотят быть вовлечёнными в регион и готовы участвовать в разных активностях, например в росписях тарелок, в мастер-классах по приготовлению местной еды. Нами был разработан тур, который называется «место притяжения», где за несколько дней туристы погружаются в разные культуры: гостят на армянской свадьбе и участвуют в приготовлении армянской еды. Далее «видят» греческий след в Таганроге, танцуют сиртаки, пробуют еврейскую кухню, узнают об основах написания Торы и участвуют в интерактивной игре — уроке иврита.

У нас в регионе очень развита гастрономия, есть еда на любой вкус и кошелёк. Поэтому гастрономические туры, туры на винодельни становятся всё более популярными. Не все слышали о такой экскурсии, как «Барная миля», суть которой в том, что, перемещаясь по барам, ты не просто выпиваешь особенные коктейли, но и окунаешься в разную атмосферу ростовских питейных заведений, участвуя в своего рода шоу. При этом экскурсоводы рассказывают интересные истории о городе и известных земляках.

Страх брать федеральные деньги на развитие туризма

— О многих маршрутах и экскурсиях слышу впервые. У нас же как: в основном говорят о Вёшенской, Азове и так далее. Почему так? Чего Ростовской области не хватает в отрасли туризма?

— Не хватает развитой инфраструктуры в малых городах, продвижения Ростова на всвозможных площадках, прежде всего федеральных. ЧМ стал в своё время лучшей рекламой России, в преддверии чемпионата к нам привозили блогеров, представителей СМИ, чтобы они познакомились с уникальными возможностями нашего региона и представили его на разных рекламных площадках.

Иностранцы, побывав здесь, были потрясены. Некоторые приезжали в Ростов и после чемпионата, пока у них действовала виза. 

Сегодня самый серьёзный способ продвижения — это интернет. И он недооценён. Бизнес не в состоянии серьёзно вкладываться в Яндекс.Дзен, Яндекс.Навигатор и так далее.

У нас есть трасса М4, было бы хорошо повесить там яркие баннеры, чтобы автотуристам обязательно захотелось завернуть в Ростов. Власти, безусловно, многое делают для продвижения города: к примеру, на остановках появились те же QR-коды, аудиогиды, интерактивные карты города. Ростовская область участвует в туристских выставках, но этого недостаточно.

Нужно серьёзное финансирование и участие во всевозможных федеральных программах, привлечение в регион серьёзных мероприятий не только регионального, но и федерального уровня, проведение конгрессов, конференций, форумов.

В этом смысле пример для подражания — Казань. Там во власти сильные лоббисты, которым удалось получить огромные деньги на продвижение. Казань была на федеральных каналах, во всех СМИ, на бортах. В итоге за два года Казань получила колоссальный поток туристов. И далее власти уже региональный бюджет, а не федеральный, стали вкладывать в пиар. 

Тут в Ростове такой переполох был, когда Казань признали российской столицей гастрономии. Ведь если разобраться, какая в Казани гастрономия? Ростов на эту роль мог бы претендовать точно, так как у нас многонациональная кухня, огромные ресторанные возможности, фермерские продукты.

Более того, могу сказать, что Ростовская область слабо представлена во многих федеральных проектах. На сайте Ростуризма есть программы для туристов, но наш регион во многих просто не найти.

— Почему не хотят продвигать?

— Я так понимаю, что есть какая-то осторожность в привлечении федеральных денег, которые требуют серьёзного контроля и серьёзных проектов. В Ростуризме говорят, что в России недостаточно идей, проектов и инициатив регионов, в частности нашего. Я к министру, а он мне: «Да за эти деньги отчитываться очень серьёзно нужно».

Я знаю, что Агентство по туризму Ростовской области {учредитель — министерство экономического развития} в 2021 году даже свой бюджет не освоило. А это значит, что в этом году денег они получат меньше. Я не понимаю: как можно не освоить бюджет? Ведь в туризме очень много задач, начиная с продвижения и заканчивая инфраструктурой.

Я на всех площадках рассказываю, что можно было бы сделать. На набережную невозможно подогнать 20 автобусов, когда причаливает пароход, нет стоянок для туристических автобусов, нет общественных туалетов. А в прошлом году в Старочеркасске мы принимали в один день три парохода, так они не могли развернуться по фарватеру. А причал там и вовсе дореволюционный.

— А вам не кажется, что проблема может быть в том, что Ростовская область заострила своё внимание на теме казачества? И активно только её и продвигает.

— Я бы так не сказала, эту историю просто немного исказили. Казачество — немного интерактив для людей, которые к нам приезжают. Туристам очень нравится участие в обрядах, посвящение в казаки, мастер-классы по приготовлению казачьей ухи и так далее. 

Я не вижу ничего плохого в том, чтобы использовать казачество, как бренд. По моему мнению, сейчас очень много тем, которые бы могли рассказывать о разном Ростове, в том числе нужно хвастаться нашей многонациональностью и тем, что мы толерантны. Ведь сколько в Ростове живёт разных народов, сколько культур и кухонь перемешалось в нашем южном городе?

Туристы летят в Хакасию и на Байкал, но в Ростовской области природа не хуже

— Всё большую популярность набирают винные туры. Развивается ли это направление в Ростовской области?

— Да. Сейчас власти, как я вижу, ухватились руками и ногами за развитие проекта винного кластера, так как виноделию обещают большое финансирование под развитие инфраструктуры. За последний год в этой части многое сдвинулось с места: появились мелкие (гаражные) винодельни, расширяются крупные винные производства.

Но существует проблема с инфраструктурой — туалетами, подъездными путями. Я надеюсь, что начатая государственная политика позволит решить эти вопросы.

— Помимо казаков и виноделия, чем Ростовская область могла бы быть интересна жителям других регионов?

— Экологический туризм в последнее время приобрёл особую ценность. В Ростовской области классный природный ресурс: пустыни, степи, леса, белые меловые горы. Много природных заповедников, в которых водятся краснокнижные животные и растения.

— Меловые горы? Не слышала.

— Да, и многие об этом не знают. Когда границы закрыли, я с удивлением увидела, как люди полетели в Хакасию, на Байкал. Да, там очень красиво, но во всех этих регионах недостаточно гостиниц и отелей.

А ведь Ростовская область может многим похвастаться: здесь долго держится тепло. Таких регионов мало. Конечно , если говорить об области, то надо начать хотя бы с дорог к объектам инфраструктуры и отелям. Этого бизнес точно не осилит.

Едешь, например, в отель «Хантенбург» под Шахтами или в отель «Петровская застава» — дорога не для слабонервных.

— Почему бизнес сам не может вкладываться?

— Бизнес привлекает кредиты и деньги, чтобы реализовать свои проекты. Но он не может делать дороги по определению. Это вопросы власти. Миллиарды рублей выделяются сегодня для развития туризма. Очень хочется надеяться, что они найдут правильное применение.

— Так разве бизнес сам не заинтересован в этом? Чтобы туристы добирались в комфорте.

— Конечно, заинтересован. Но приведу личный пример. Когда мы строили отель, от нас требовали обеспечить стояночные места, и они были заложены в проект, который прошёл экспертизу. По условиям классификации все отели должны иметь места для парковок гостей. Однако эта земля городская, мы просили дать нам её под парковку в аренду. Что в итоге? Парковки сделали городскими и платными. И такая проблема не только у нас, а у всех гостиниц в центре Ростова. А парковки очень нужны, так как клиент теперь — автотурист и путешествует зачастую с детьми, колясками. Мы написали миллион писем во все уровни власти, но решения этого вопроса так и нет.

При этом многие отели, так же как и наши, имеют инвалидные номера. Но подъехать к отелю и оставить возле него машину можно только в том случае, если место свободно. Вот такой парадокс. 

А когда нас оштрафовали за продажу магнитиков и книг «Сто уникальных мест Ростова», потому что там были изображения ростовских памятников архитектуры? Я тратила миллион в год, чтобы содержать в аэропорту Платов и на железнодорожном вокзале туристско-информационные центры, и по сути рекламировала Ростовскую область.

В итоге мы оказались злостным нарушителем закона, так как закон об авторском праве сегодня не позволяет бесплатно рекламировать ростовские памятники-скульптуры. Это мы говорим про развитие туризма?

Или размышление про виноделие. Как-то на одном из фестивалей спрашиваю у владельцев небольших (гаражных) виноделен: почему они не сильно заинтересованы в развитии? А оказывается, что условия для такого развития очень обременительны: покупка лицензии, жёсткий надзор, высокие налоги.

По моему мнению, нужно создать условия для таких людей, и тогда мы получим желаемый результат.

Туристы хотят доить коров и косить сено

— Какие виды туризма, по вашему мнению, были бы ещё возможны в Ростовской области?

— Я бы ещё выделила агротуризм или сельский туризм, когда гости живут в деревнях в гостевых домах. Сегодня тренд — экология. У туристов пользуются спросом дегустации фермерских продуктов, мастер-классы по производству сыров, сборке винограда, общение с животными. К нам приезжают люди и просят отвезти их на агроферму, так как их дети не видели, как выглядят коровы, козы, утки. Они хотят пожить в сельской обстановке, научиться доить корову, косить сено, участвовать в сборе урожая.

Был такой опыт — мы собрали глав регионов и предложили организовать на их территории сельские дома, обучить персонал работе с туристами. И тут началось: а там дорогу надо будет сделать, а там то, сё, пятое-десятое. А ведь это мог бы быть источник доходов для людей, проживающих в сельской местности!

Ростовская область потенциально самый привлекательный регион в части развития майс-индустрии {деловой туризм, связанный с организацией и проведением корпоративных мероприятий — Donnews.ru}. После ЧМ у нас осталось много гостиниц и отелей достойного уровня, в том числе сетевых. Прекрасные рестораны, развитая инфраструктура, event на любой вкус. И это всё дешевле, чем в Москве и Питере.

Мы сталкивались с тем, что люди прилетали в Ростов, ещё до всей этой ситуации, день рождения праздновать. Говорили, что им дешевле прилететь, отпраздновать и улететь.

Но здесь тоже нужна помощь власти, чтобы в Ростов привлекались крупные мероприятия межрегионального и федерального уровня. Я считаю, что лучше провести один фестиваль вместо десяти и отдать в те руки, которые разбираются в этом. И, конечно, в городе должна быть комплексная программа по развитию туризма, которая была бы конкретной, написанной практиками-профессионалами. 

— Татьяна Владимировна, и напоследок: расскажите о своих любимых местах для отдыха.

— Мне нравится «Петровская застава» на берегу Дона в Константиновске. Загородный охотничий клуб «Хантенбург» под Шахтами: там мараловый питомник, баня, СПА, рыбалка. Очень понравился парк-отель «Scher Hof» на берегу Азовки с пивоварней. Хутор Золотовский очень достойный объект, но проживание там очень дорогое. «Тихое озеро» в Ольгинской, если хочется домашнего отдыха. Усадьбу Саркел ещё люблю, там несколько номеров выходят прямо на виноградники.

Люблю отдыхать в Краснодарском крае. Мне очень хочется, чтобы в Ростовской области были такие же винодельни, как там.