Top.Mail.Ru
13,70₽
106,06₽
96,95₽

В Ростовской области ипотека стала менее доступной, но потенциально интересной

Эксперты рассказали, как реализовать одну из базовых потребностей человека

Семья. Иллюстрация сгенерирована нейросетью Midjourney
Семья. Иллюстрация сгенерирована нейросетью Midjourney

Отмена льгот по ряду государственных ипотечных программ и рост ключевой ставки ЦБ снизили привлекательность жилищных кредитов и несколько «остудили» рынок Ростовской области в июле-августе. Потенциальные заёмщики заняли выжидательную позицию, а банки и застройщики региона стали работать над новыми ипотечными предложениями. В том числе совместными.

Условия покупки жилья становятся менее привлекательными

В июле 2024 года в Ростовской области объём выданных ипотечных кредитов составил 32,3 млрд рублей. Это на 35% меньше, чем в июне текущего года, когда общая сумма жилищных займов достигла 50 млрд рублей. По данным Объединённого кредитного бюро (ОКБ), число оформленных в Ростовской области ипотек сократилось на 9%: с более чем 173,5 тысячи в июне до 157,6 тысячи в июле.

Впрочем, такая тенденция наблюдается и в целом по стране: всего в России в июле было оформлено 5,9 млн ипотечных кредитов, что на 3% меньше июньского показателя. Общая сумма таких займов снизилась на 28% и составила 1,42 трлн рублей. На этом фоне спрос на рынке жилья ожидаемо стал падать.

Как отметил коммерческий директор строительной компании «Анастасия» Вадим Зайцев, с закрытием ряда госпрограмм и повышением ключевой ставки активность потенциальных заёмщиков снизилась: «92% наших клиентов являются ипотечными покупателями. Все ждут стабилизации условий по ипотеке и надеются на снижение ставок до уровня, к которому уже привык рынок. Клиенты откладывают покупку жилья, надеясь на снижение цен от застройщиков и появление стимулирующих программ».

При этом, как отметил эксперт, банки и девелоперы адаптируются к изменившимся условиям и начинают предлагать новые продукты, например ипотеку с господдержкой для определённых категорий клиентов — работников сферы IT, жителей Дальнего Востока и других, также появляются и различные варианты рассрочек.

Банки и застройщики предлагают новые условия приобретения жилья в ипотеку

В банках подтвердили этот тезис. В Сбере рассказали, что предлагают собственный дисконт 0,5% для новостроек, которые были зарегистрированы в 2024 году. В ВТБ отметили, что скидка на ипотеку действует у действующих зарплатных клиентов банка, она составляет 0,7% от ставки, а у будущих – 0,8%. Единый бизнес-лидер ВТБ и банка «Открытие» в Ростовской области — вице-президент Юрий Авдеев добавил, что зарплатным клиентам доступны и другие льготы: «Мы сохранили прежние условия первого взноса при получении ипотеки для зарплатников. Если обычный клиент должен иметь не менее 30,1% от стоимости квартиры для первоначального взноса, то люди, получающие зарплату на карту ВТБ, могут внести только 20,1%. По проекту ВТБ «Семейный банк» клиенту доступна ипотека без первого взноса на покупку жилья в многоквартирных домах. Остальные критерии соответствуют базовым условиям: максимальная сумма кредита может достигать 100 млн рублей, а срок — 30 лет».

В ВТБ рассказали о том, что льготы по ипотеке могут получить и некоторые другие категории клиентов. В частности, во время ВЭФ-2024 было подписано соглашение о запуске льготной программы покупки квартир для сотрудников МВД. Банк обнулит первоначальный взнос и предложит дополнительный дисконт 0,3 п. п. к базовой ставке, а застройщик оформит скидку для покупателей квартир.

Кроме того, банки и застройщики разрабатывают альтернативные программы финансирования. Например, предлагают субсидии, специальные акции для клиентов, адаптируют условия кредитования.

«Сейчас важно удержать клиента на рынке — и все это понимают», — прокомментировал Вадим Зайцев.

В пресс-службе Московской строительной компании нам сообщили, что запустили совместные программы с банками-партнёрами. Одну из них разработали со Сбером, она называется «Ипотека за 1 рубль» и распространяется на все ипотечные продукты.

«Также мы создали совместный финансовый продукт с Совкомбанком, — добавили в МСК. — По этой программе специальные условия действуют для ряда наших жилых комплексов и позволяют значительно снизить финансовую нагрузку. Кредит можно будет рефинансировать, когда изменится ставка или когда в семье появится ребёнок».

Ипотечному рынку потребуется время на адаптацию к новым условиям

Игроки на рынке жилья отмечают, что будущее ипотеки в Ростовской области и в России в целом зависит от политики правительства РФ и Центробанка. Последние события — рост ключевой ставки с 16% до 18%, изменения по семейной и IT-программам — говорят о намерении «остудить» рынок и сделать поддержку ипотечных программ более адресной.

С момента завершения льготной программы «Господдержка 2020» прошёл месяц, в течение которого наблюдалось некоторое снижение спроса, прокомментировали в МСК. В компании также отметили, что, несмотря на ситуацию на рынке, основную структуру спроса в июле обеспечили сделки, заключённые по семейной госпрограмме.

«Она и ранее занимала большую нишу в общем объёме наших продаж, — уточнили в компании. — А так как семейную ипотеку продлили до 2030 года, мы рассчитываем на дальнейшее сохранение числа подобных сделок».

Юрий Авдеев также подтвердил, что в последний год «семейная» ипотека была самой популярной льготной программой в России. А в июне наблюдался просто взрывной спрос: в ВТБ он вырос почти на 65% по сравнению с маем, так как многие клиенты с детьми решили активизироваться с покупкой жилья перед закрытием программы.

«Новая “семейная” ипотека стала более социально ориентированной. Получить господдержку и сейчас могут те семьи, которым это действительно нужно. Ипотечному рынку потребуется время на адаптацию к новым условиям, но я уверен, что этот период не будет долгим. Ведь жильё — это базовая потребность каждого из нас», — подытожил Юрий Авдеев.

Вадим Зайцев уверен, что до конца 2024 года, если экономическая ситуация в стране останется стабильной, спрос на новостройки укрепится: «В первой половине 2025 года возможен рост интереса заёмщиков при условии возобновления госпрограмм на привлекательных условиях или появления новых предложений для покупателей».