Власти Ростова решили увеличить количество креативных кластеров на месте бывших заводов

Donnews.ru выяснил, почему это выгодно и неизбежно

Кластер «C52». Фото 2Gis
Кластер «C52». Фото 2Gis

Глава администрации Ростова Алексей Логвиненко заявил о намерении создать к 2024 году четыре новых творческих пространства. Планируется, что они появятся на месте бывших фабрик и заводов. Donnews.ru разобрался, зачем Ростову креативные кластеры, какой вклад они вносят в экономику города и что в итоге может получиться из этой затеи.

Справка

Креативные (творческие) пространства, или кластеры — территории бывших промышленных зон, где собираются люди творческих профессий. В целом креативные пространства схожи с офисными центрами, но отличаются большей площадью и отделкой помещения.

С чего всё началось?

Идея использовать заброшенные фабрики и другие индустриальные здания под жильё и офисы впервые пришла американцам. В начале XX века после большого кризиса и краха производства промышленники не могли себе позволить дорогую землю и стали массово переносить склады и заводы в пригороды, оставив огромные пустующие пространства в центре крупных городов, в числе которых был и Нью-Йорк.

Сначала в заброшенных фабриках селились бедные люди, так как жить в таких условиях особо никто не хотел. Да и в целом эти помещения не были приспособлены под жильё. Спустя какое-то время склады и заводы оккупировали люди творческих профессий. Их привлекала низкая арендная плата и большая территория для воплощения своих идей. Промышленные здания использовали в качестве выставочных пространств и мастерских. При этом внутренний вид в них не меняли, напротив, сохраняли и даже подчёркивали первозданность помещения: обшарпанные стены, торчащие трубы и так далее. Отсюда, кстати, пошло название такого архитектурного стиля в дизайне, как лофт, что буквально означает «чердак» или «мансарда».

Вслед за США кризис добрался и до крупных европейских городов, вытеснив заводы с центральных улиц на окраины. Однако бывшие заводские здания теперь долго не пустовали. Их сразу начали оборудовать под мастерские, офисы, создавая интерьеры на американский индустриальный манер.

Вот уже больше 70 лет креативные пространства в Европе и Америке не просто являются точками притяжения людей, но и вносят большой вклад в экономику. Например, в Лондоне креативные пространства в год генерируют около 17 млрд фунтов, что составляет 16% всей экономики британской столицы.

По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), креативные пространства приносят в среднем более 5% мирового ВВП.

А как в России?

Пример Европы и Америки вдохновил и Россию. Первые креативные пространства здесь появились в начале 2000-х годов. В России городом-первооткрывателем таких площадок считается Москва, среди самых известных проектов — дизайн-завод «Флакон», «Винзавод», квартал Artplay. Изначально, конечно же, созданием креативных кластеров занимались исключительно бизнесмены и предприниматели. Затем к делу подключились и власти, которые посчитали, что креативная индустрия постепенно становится одним из драйверов экономики.

Дизайн-завод
Дизайн-завод "Флакон"

Например, в апреле 2021 года мэр столицы Сергей Собянин говорил, что в Москве в промышленности работает около 600 тысяч человек, а в креативной индустрии — полмиллиона, то есть по своим объёмам, по количеству работающих она уже практически догнала классическую промышленность Москвы. 17-18% от всей экономики Москвы приходится именно на креативную индустрию.

На втором месте по количеству креативных пространств находится Санкт-Петербург, далее идут Казань, Нижний Новгород и Пермь. В Ростове пока пять креативных пространств, но уже в ближайшем будущем их может стать в два раза больше. А нужны ли они городу?

Развлечение или бизнес?

Среди уже действующих креативных площадок Ростова можно назвать кластер «C52», коворкинг «Место» и «А-Центр» на «Табачке», креативное пространство D30 и технологический завод «Рубин». Все они открыты на месте бывших фабрик или заводов и создавались единомышленниками без какой-либо государственной помощи.

Теперь же по совету учёных московской школы Сколково к развитию творческих кластеров решили подключиться и чиновники Ростова. Планируется, что в креативные пространства в скором времени превратятся здания мукомольного завода № 2, промышленной зоны «Ковш», Ростовского винно-водочного завода и кондитерской фабрики. Только вот скептики уверены, что творческим пространствам не место на заводах, их куда лучше восстановить или открыть новое производство, от которого пользы намного больше.

Правда, эксперты и создатели креативных пространств считают, что это не совсем так.

Ядром творческих (креативных) кластеров являются компании, предприниматели, резиденты, представляющие креативную индустрию. По данным центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ), общая выручка организаций креативных индустрий Ростовской области составляет 70,8 миллиарда рублей, что составляет 1,9% от суммарной выручки всех организаций, зарегистрированных в регионе. Средняя численность работников организаций креативных индустрий составляет 24,3 тысячи человек, это 3,2% от всей численности сотрудников области.

В топ-3 отраслей креативных индустрий по суммарной выручке входит: производство одежды (44,8 млн рублей), архитектура (23,9 млн рублей), научные исследования и разработки (18,7 млн рублей). Доля вклада креативных индустрий в ВРП (валовый региональный продукт) оценена Ростовом почти в 4%.

Как правило, арендаторами ростовских креативных пространств являются крупные рекламные агентства, музыканты, архитекторы, дизайн-студии, архитектурные бюро, творческие и научные мастерские, театральные студии, разработчики, айтишники. Под одной крышей с ними соседствуют магазины, залы для проведения мероприятий, точки фастфуда и другие.

Например, промышленный коворкинг «Рубин» — это площадка для создания и развития инновационных и технологических проектов. Часть её резидентов в этом году вошла в состав участников инновационного центра «Сколково». Ребята создают проекты, которые в дальнейшем получают гранты на развитие. Один из последних примеров: резидент «Рубина», основатель компании «Мужская сила» Михаил Кожевников создал изделие, полностью избавляющее пациента от дисфункции мужского здоровья с пожизненной гарантией.

Кроме этого, ещё одним из резидентов коворкинга является «Гамма Детектор», разработчик компактного беспроводного медицинского прибора для мгновенной интраоперационной радионуклидной диагностики и биопсии сторожевых лимфоузлов (лимфоузлы, которые ближе всего расположены к первичной опухоли).

Таким образом, креативная индустрия — это не только про творчество и развлечение, но про инновации и экономику. Хотя нет ничего плохого и в том, если в Ростове будет больше мест, где можно выпить кофе, вкусно поесть, затем зайти в магазин за джинсами и после пойти в театр. И всё это не в обычном торговом центре с пустыми стенами, а в помещениях с историческим архитектурным стилем.

Почему их открывают на месте заводов?

Сооснователь D30 Сергей Зуев считает, что приспособление фабрик и старых домов под креативные пространства — это отличный шанс дать центру Ростова вторую жизнь. Вместо вандалов, поджогов и заселения «этнических групп» такие места могут стать новыми точками притяжения для целых районов города и начнут оживлять их.

— Это не только мировые тренды, но и увеличение вклада креативных индустрий в валовый продукт города. В том же D30 арендаторы, бизнес и творцы дополняют друг друга и получается «эффект синергии», на волне которого создаются уникальные вещи. Те же театральные проекты, с выходом спектаклей на улицы и во дворы. Например, менеджеры в сфере искусства помогли творческим театральным единицам реализовать три театральных проекта «Морфий», «Тейсти драма Гамлет», «Слепые», — говорит Зуев.

Руководитель комитета по развитию креативных индустрий ТПП по Ростовской области Оксана Коростиева отмечает, что создание творческих пространств — это именно тот путь, который позволит сохранить заброшенные здания или заводы. При этом на базе творческих пространств можно развивать производство.

— Возьмём к примеру швейную промышленность. Она идеально вписывается в креативное пространство, и этот опыт уже есть во многих крупных городах. Поэтому если это маленькие производства, которые не потянут отдельные сложные помещения, то это выход, — говорит Коростиева.

Плюс ко всему, по её словам, открывать новые фабрики на месте бывших — это экономически дорого, особенно в центре города. Во-первых, высокая арендная плата, во-вторых, большие затраты на ремонт и технологическое переоборудование помещений.

Кроме этого, заводы и фабрики требуют бесконечной выгрузки и отгрузки сырья, товаров. Потоки грузовых машин затрудняют передвижение по центру Ростова, где и так вечно загружены дороги. Кстати, в Ростове вообще планируют закрыть въезд в город для грузовиков и фур.

С творческим кластерами же, по словам Коростивой, всё намного легче.

— Для них как раз характерен такой стиль небрежности. Конечно, нужны преобразования, но они в принципе сохраняют такую изначальную диковатость. Поэтому они и не должны сильно тратиться на ремонт, — объясняет Коростиева.

Кроме этого, по словам экспертов, креативные пространства — это привлечение молодёжи и, конечно же, туристов.

Добавим, что более 25 стран мира сегодня ставят для себя приоритетом развитие креативных индустрий, поэтому их вклад в экономику страны намного выше. Но для России это новый, ещё недостаточно изученный сектор, поэтому и вклад в бюджет регионов пока минимальный. Эксперты считают, что государственные кластеры более устойчивые и стабильные, поэтому и развиваться в Ростове им будет легче.

Наталья Подольская

Поделиться: